Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

Что такое клиренс автомобиля

Клиренс автомобиля — это расстояние между опорной поверхностью (асфальтом) и самой нижней точкой центральной части автомобиля.

Высота клиренса напрямую влияет влияет на проходимость и устойчивость автомобиля на высоких скоростях, маневренность авто. Низкий клиренс обычно у машин спортивного типа, высокий клиренс – у машин типа кроссоверов, внедорожников. Определить самую низкую точку автомобиля, от которой измеряют клиренс, очень просто — как правило, это картер или защита картера автомобиля.

Дорожный просвет или клиренс не менее важен, чем другие технические характеристики автомобиля. Он представляет собой расстояние от дорожного покрытия до самой нижней точки днища. Стоимость автомобиля вряд ли что-то скажет о клиренсе. При выборе средства передвижения важно учесть условия эксплуатирования. Только отталкиваясь от собственных требований можно выбрать оптимальную высоту просвета.

Дорожный просвет автомобилей - разный клиренс на авто
Дорожный просвет автомобилей — разный клиренс на авто

Почему так важно знать о клиренсе?

Начинающие автолюбители, особенно молодежь, зачастую считают, что скоростные показатели автомобиля зависят только от мощности двигателя. На деле же это утверждение крайне не верно, двигатель играет важную, но далеко не единственную роль. Многое зависит от веса автомобиля, характеристик двигателя, трансмиссии, шин, а также аэродинамических показателей кузова и других важных аспектов.

Как это ни странно, но клиренс, как и другие параметры, также напрямую влияет на характеристики машины:

  • Высокий дорожный просвет ухудшает обтекаемость машины, тем самым уменьшая ее конечную скорость. При этом также снижается устойчивость и управляемость автомобиля на высоких скоростях, его безопасность.
  • Низкий клиренс наоборот улучшает аэродинамические показатели транспорта, но ухудшает проходимость автомобиля при езде по неровностям.

Но желание приобрести машину с низкой посадкой, а она естественно смотрится более современно, в результате можно получить массу неприятностей и поломок, например:

  • При поездке за город можно серьезно зацепить дном выбоину;
  • Усесться днищем в какой-нибудь яме;
  • Застрять зимой в сугробе или снежных колеях;
  • Удариться бампером о бордюр при обычной парковке.

На фото - при парковке задел бампером бордюр на машине с низким клиренсом

Иногда водитель просто недоумевает, почему так произошло. Оказывается, всему виной непроходимость транспортного средства, которая напрямую зависит от клиренса. Именно поэтому так важно знать о клиренсе, что это такое в машине и что от него зависит. Эта информация поможет правильно выбрать тот автомобиль, который подходит именно вам и не тратить в дальнейшем бешеные деньги на его ремонты.

Преимущества высокого клиренса

Высокий клиренс означает, что ваш автомобиль находится выше от дороги. Также такие машины обычно больше по размерам — самый высокий клиренс характерен для внедорожников и кроссоверов (SUV), это заметно по списку выше. А большая машина, и подсознательно и фактически, становится более безопасной. Вы элементарно более заметны на дороге — поэтому в нашей стране не так популярны маленькие “женские” автомобили, как в той же Европе. Любой, кто пересаживался с маленькой машины на большую — замечал такой эффект. Также это означает, что вы выше сидите, а значит видите больше — то есть увеличивается обзорность, и это снова повышает безопасность.

Второе преимущество авто с высоким клиренсом — это повышенная проходимость. Проще говоря, чем выше автомобиль — тем дальше вы можете заехать и в большее количество мест можете попасть. При необходимости вы можете заехать на высокий бордюр, и чем выше клиренс, тем спокойнее пройдет этот маневр. А еще это не будет грозить вам повреждениями днища, как в случае с автомобилями с низкой посадкой. Плюс вы наверняка легче выедете из грязи, песка или снега — хотя тут ситуация больше зависит от шин, тем не менее на машины с высоким клиренсом ставят колеса большего диаметра и шины с более агрессивным протектором.

Еще одно преимущество, хотя и характерное не для всех машин с высоким клиренсом — это большая грузоподъемность. Чем выше клиренс, тем ниже машина может опуститься под влиянием груза.

Недостатки высокого клиренса

Более высокий дорожный просвет почти всегда означает, что у автомобиля относительно более высокий центр тяжести. А это плохо влияет на управляемость, потому что в поворотах такой автомобиль менее устойчивый. Более того, чем выше скорость, тем ниже устойчивость. Вот почему на некоторых внедорожниках и кроссоверах на солнцезащитном козырьке для водителя печатают предупреждающие наклейки.

Также высокие автомобили часто шире. Это помогает смягчить негативные эффекты касательно управляемости, но это же и означает, что общий вес автомобиля выше. Последствия — автомобиль становится не таким маневренным в управлении, как более легкие аналоги. Иногда тяжелым автомобилям сложно проходить так называемый “лосиный тест” — хотя тут многое зависит от умений автоинженеров и того, как они настроили подвеску.

Ну и последний негативный фактор — такие машины, как правило, потребляют больше топлива. Опять же, в первую очередь из-за размеров и установленных в них более мощных моторов. Хотя расход топлива современных кроссоверов иногда и вовсе не отличается от показателей седанов, обеспечивая неплохую топливную экономичность.

Преимущества низкого клиренса

Автомобили со стандартным или низким клиренсом имеют намного лучшую управляемость.

Во-первых, это объясняется более низким центром тяжести. Это означает, что машину сложнее “сдвинуть с места”, то есть она более устойчивая на дороге. Особенно это заметно в поворотах — там где более высокая машина на высокой скорости опрокинется, более низкая машина на той же скорости проедет без проблем. По сути, чем ниже машина, тем сложнее ее опрокинуть.

Во-вторых, низкий клиренс означает улучшенную аэродинамику. Кроме формы кузова на аэродинамику влияет и то, что под автомобилем находится меньше воздуха. И это тоже обеспечивает меньшее сопротивление потокам воздуха. Именно поэтому спортивные автомобили такие низкие.

Также такие машины, как правило, имеют сниженный расход топлива. Во-первых, благодаря хорошей аэродинамике, которая объясняется низким клиренсом.

Недостатки низкого клиренса

Самый очевидный недостаток — это сниженная проходимость, особенно по сравнению с машинами с высоким клиренсом. На низкой машине вы вряд ли спокойно заедете на высокий бордюр. Или съезжая с него рискуете повредить днище. Также вы вряд ли поедете на автомобиле с низким клиренсом по бездорожью — любая более-менее серьезная неровность и вы рискуете “сесть на живот”. И несмотря на то, что это по сути единственный недостаток, он же и самый важный. Ведь всем хочется, чтобы автомобиль имел больше возможностей.

Как измерить клиренс автомобиля?

При желании самостоятельно измерить клиренс автомобиля необходимо понимать, что измерение проводится от самой нижней точки. Не стоит думать, что это просто дно машины. Вспомните, на днище располагаются множество выпирающих деталей, таких как глушитель, а также различных узлов соединяющих двигатель и ведущие колеса, называемых трансмиссией.

Как правило, самая низкая часть машины находится спереди. Многие наивно полагают, что нижняя точка определяется по переднему бамперу. На самом деле самое низкое место автомобиля обычно находится там, где расположен двигатель. Поэтому и измерения чаще проводят от двигателя, как от самого тяжелого механизма в машине.

Однако встречаются автомобили, в которых глушитель расположен ниже, чем сам движок. Также и бампер может находиться ниже других механизмов в машине. Но чаще всего это относится к спортивным или переделанным автомобилям.

Чтобы измерить клиренс автомобиля все, что вам нужно это:

  1. При себе иметь рулетку или линейку;
  2. Поставить машину на ровную поверхность;
  3. Измерить расстояние от самой нижней точки днища автомобиля до поверхности земли.

Забраться под машину довольно трудно и делать это неудобно, поэтому лучший вариант, это загнать свой транспорт на смотровую яму. Это позволит без труда замерить клиренс всех выступающих частей автомобиля. Таким образом, сравнив полученные показатели, вы определите самую низкую точку в вашей машине.

О том, как измерить клиренс автомобиля, понятно по этой картинке

Перед замерами клиренса не менее важным моментом является подготовка самого автомобиля. Для достоверности полученных данных необходимо чтобы:

  1. В багажнике, а также салоне автомобиля отсутствовали какие-либо вещи.
  2. Топливный бак был полностью заправленным.
  3. Все автомобильные жидкости были также залитыми.
  4. Давление в шинах соответствовало техническим нормам.
  5. В момент замеров в салоне машины не было пассажиров.

Как увеличить клиренс

При желании способность машины преодолевать препятствия можно улучшить и самостоятельно. Есть несколько способов, различающихся корректностью получения требуемого результата.

Проставки

Это один из самых эффективных методов. Называют его обычно лифтом подвески. Применяются при этом специально изготовленные проставки, размещаемые между упругими и демпфирующими элементами подвесок (пружинами и амортизаторами) и точками их крепления на кузове. Вид проставок зависит от типа подвески.

Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

В самом распространённом случае, когда подвеска выполнена по принципу МакФерсона, где пружины и амортизаторы объединены в стойки, проставки ставятся между верхними опорами и стаканами кузова. Высота проставок составляет обычно около 3 см, с возможными отклонениями.

При такой величине лифта характеристики автомобиля изменятся незначительно. С превышением могут возникнуть проблемы с управляемостью, регулировкой углов установки колёс и сокращением срока службы приводов.

Длинные или жесткие пружины

Применение упругих элементов с другими свойствами, например, пружин с увеличенной толщиной прутка или дополнительными витками, строго говоря, лифтом подвески не является.

Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

Точки крепления амортизаторов не переносятся, изменяются ходы подвесок, а клиренс сильно зависит от нагрузки. Некорректность такого способа очевидна, но он всё равно используется, поскольку достаточно прост в применении.

Достаточно только купить и поставить пружины от другого автомобиля, модификации, или специально изготавливаемые тюнинговыми компаниями.

Обычно в спецификации комплекта указана величина лифта, но непонятно под какой нагрузкой, поскольку сочетание изменений длины и жёсткости требует проведения расчётов.

Пневмогидравлическая подвеска (пневмобаллоны)

Применение подушек со сжатым воздухом, в сочетании с гидравликой или без, возможно разными способами, как в качестве проставок, так и дополнительных упругих элементов.

Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

Соответственно, всё сводится к одному из описанных выше случаев. Но есть два преимущества:

  • клиренс можно изменять оперативно с места водителя;
  • параллельно возникает возможность регулировки жёсткости подвески.

Часто способ сочетается с установкой регулируемых амортизаторов, что даёт управление динамической жёсткостью и превращает простую подвеску в адаптивную. Такие переделки обеспечивают максимальный эффект, но и обходятся рекордно дорого.

Шины с высоким профилем

Изменение геометрии шин весьма корректно увеличивает клиренс с охранением подобранных заводом свойств подвески, но возможно лишь в ограниченных пределах:

  • большие колёса начинают задевать за арки и детали шасси при езде по неровностям и в поворотах;
  • ухудшается динамика автомобиля, что требует переделок в трансмиссии;
  • большие углы увода понижают управляемость на асфальте.

Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

Тем не менее, увеличенные шины почти всегда ставятся при тюнинге внедорожников, часто при этом подрезаются арки колёс, делается лифт подвесок и кузова, изменяются передаточные числа редукторов и раздаточных коробок.

Диски большего диаметра

Увеличение дисков применяется крайне редко для роста дорожного просвета. Чаще это требуется для улучшения внешнего вида или размещения более мощных тормозов.

Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

Хотя вполне возможно в случаях, когда требуется увеличить радиус качения колеса, а профиль резины менять не хочется по причинам сохранения управляемости.

Использование межвитковых подушек (бафферов)

Способ настолько же простой, насколько и некорректный. Между витками пружин располагаются дополнительные упругие элементы из резины или полиуретана, которые меняют жёсткость подвески.

Клиренс действительно увеличивается, машина приобретает некоторую жёсткость в реакциях, которую принимают за спортивность.

Что такое клиренс в автомобиле, как увеличить кларенс

Но при этом полностью разбалансируется подвеска, растёт риск поломки пружин из-за неравномерной нагрузки на витки, уменьшается ход амортизаторов на отбой.

Фактически это дешёвая разновидность использования более жёстких пружин, но с дополнительным снижением надёжности. Пригодно лишь для использования машины в качестве грузовика, особенно с прицепом. При условии постоянного контроля за состоянием подвески.

Повышение клиренса – затея небезопасная, поэтому проводить её должен квалифицированный специалист, а водитель предупреждается о последствиях. Правильным решением будет смена автомобиля на более подходящий, где просвет заложен в заводских условиях.

Клиренс популярных моделей автомобилей

клиренс

Дорожный просвет (клиренс) популярных моделей легковых автомобилей:

  • Лада Гранта – 160-180 мм,
  • Лада Веста – 175-178 мм,
  • Kia Rio – 160 мм,
  • Hyundai Creta – 190 мм,
  • Volkswagen Polo – 170 мм,
  • Hyundai Solaris – 160 мм,
  • Лада Ларгус – 175 мм,
  • Toyota RAV4 – 195-200 мм,
  • Skoda Rapid – 170 мм,
  • Volkswagen Tiguan – 190 мм,
  • Renault Logan – 170 мм,
  • Renault Duster – 210 мм,
  • Лада 4×4 – 228 мм,
  • Kia Sportage – 182 мм,
  • Toyota Camry – 155 мм,
  • Renault Sandero Stepway – 195 мм,
  • Skoda Octavia – 156 мм,
  • Nissan Qashqai – 200 мм,
  • Hyundai Tucson – 181 мм,
  • Skoda Kodiaq – 188 мм,
  • Renault Kaptur – 203 мм,
  • Nissan X-Trail – 210 мм,
  • Mazda CX-5 – 200 мм,
  • Лада XRAY – 195 мм,
  • Mitsubishi Outlander – 215 мм.
Виталий
Оцените автора