Как выросли цены на автомобили в 2022 году

Цены на автомобили после подорожания

По стандартной схеме стоимость автомобилей ежегодно в среднем дорожала на 10 – 20 тыс. руб. Но с 01 марта 2022 г. случилось резкое подорожание цен – цифры увеличились в десятки раз. Иностранные компании, в частности южнокорейские/японские/ немецкие/ американские, не только приостановили логистику в Россию, но также закрыли дилерские салоны.

Менеджеры автосалонов не стали продавать автомобили, даже тех моделей, которые были «в наличии». Объяснили это тем, что пересматривают тарифы, которые по прогнозам вырастут до 30%.

Вот сегодняшние примеры повышения:

Модель Тарифы на авто (млн./руб.)
до после разница
Crossover RAV4 2,210 2,737 + 0,527
Hyunday Solaris 1,221 1,530 + 0,309
KIA Rio 1,530 1,825 + 0,295
Lada Granta 0,604 0,685 + 0,081
Lada Vesta 0,863 1,033 + 0,170
Lada Vesta comfort 1,402 1,500 + 0,098
Лада XRAY 1,009 1,307 + 0,298
Largus 1,005 1,235 + 0,230

Ранее повышение отмечалось 1 – 2%, теперь на 7 – 23%. По данным Росстата новые отечественные авто подорожали на 17,1%, иностранные на 15,2%.

С февраля – март отмечается хаос на автомобильном рынке: ведущие производители Хендай, Моторс, Вольво, Фольксваген, Шкода и др. ограничили свою работу в России. Пока что не говорится, на какой срок, но разговоры ведутся о периоде в 3 мес./полгода. Возможно, некоторые игроки автопрома и вовсе откажутся работать с РФ. Речь идет об американских/европейских автопроизводителях.

Согласно последним новостям, Госдума решилась «на вызов в адрес иностранных корпораций». Если до мая 2022 г. они не возобновят свою деятельность, то на 10 лет на них будет наложен запрет. Российские производители смогут обеспечить россиян хорошими отечественными машинами, а также китайские авто-корпорации идеально подойдут для импортозамещения.

Почему растет стоимость автомобилей

В 2021 году автомобильный рынок испытывал стресс, т. к. стоимость транспортных средств постоянно увеличивалась, а количество их в продаже снизилось. Но несмотря на это, прошлый год характеризовался большими продажами автомобилей, чем 2020. В прошлом году цена выросла в среднем от 20 до 40%, при этом сами автомобили подорожали примерно на 20%, а остальное составила накрутка дилеров. Наиболее резкий скачок стоимости был зафиксирован на ноябрь 2021 года и составил около 6%, а это примерно около 50 тыс. руб.

Основной причиной увеличения стоимости автомобиля стало падение рубля. Произошло это еще в 2014 году, а в 2020 году присоединилась пандемия, что привело к остановке большого количества автомобильных заводов. Кроме того, появился дефицит микрочипов, которые используются для блоков управления двигателем. Нехватка была вызвана пандемией, что нарушило поставки и вызвало рост цен на электронные устройства, используемые в автомобилях.

В России также останавливали производство. Чаще всего прекращали в прошлом году выпуск Лады Гранты, которая остается востребованной моделью среди российских автомобилистов.

Прогноз цен на автомобили

Минпромторг ожидает, что рост цен на автомобили в РФ замедлится в следующем году. При этом эксперты единогласно считают, что ТС в России в 2022 году продолжат дорожать, причинами станут инфляция и глобальный дефицит полупроводников и других компонентов, который в 2021 году затронул и российские автопредприятия. Вслед за сокращением производства сократилось и предложение, которое не может удовлетворить спрос. В нынешнем году водители стали опасаться, что автомобили станут дороже, а дефицит острее, поэтому поспешили приобрести авто, за счет чего дефицит только усугубился. При оптимистичном прогнозе он сохранится до конца следующего года.»Высокими останутся цены на магний, используемый для изготовления автокомпонентов. Энергетический кризис в Китае привел к резкому падению выплавки магния. Российские металлургические компании в 2022 году могут поднять цены на сталь минимум на 20-25%. В результате автопроизводителям не останется иного выхода, как отыгрывать рост издержек путем увеличения цен на автомашины», — отмечает Леонид Хазанов, промышленный эксперт, кандидат экономических наук. © РИА Новости / Максим Блинов  / Перейти в фотобанк Автомобильное движение на Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД)

Автомобильное движение на Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) - РИА Новости, 1920, 31.12.2021

Новые

По словам Лилии Марковой, генерального директора компании “Газпромбанк Автолизинг”, в ситуации, когда предложение по имеющимся в наличии новым авто существенно ограничено (так называемый «рынок продавца»), дилеры естественным образом хотят заработать больше. В подавляющем большинстве случаев находящиеся в дилерских центрах машины оснащаются допоборудованием, которое прибавляет к розничной цене (за год средний чек вырос на 15%) еще 10-15%. Но и при желании клиента приобрести автомобиль из числа поставляемых нужно быть готовым к тому, что в первую очередь ему предложат наиболее дорогие варианты.

Особенно эта ситуация характерна для премиального сегмента, когда покупатели не столь чувствительны к ценовым колебаниям и готовы переплачивать за имидж, комфорт и эксклюзивность.“Опрошенные нами производители и импортеры техники не видят возможности восстановления поставок раньше 2023 года. Это означает, что дефицит машин сохранится. По нашим прогнозам, дальнейший рост цен на новые авто может составить 10-15%”, — отметила эксперт.»Стоит учитывать, что в России на стоимость новых автомобилей повлияли не только проблемы с полупроводниками и логистикой, присутствует еще третий фактор.

Российские дилеры в момент дефицита и ажиотажного спроса начали использовать автомобили как инструмент для продажи страховок и карт помощи на дорогах по завышенным ценам. Во многих случаях кредит является обязательным условием для приобретения машины. Такая модель продажи с учетом кумулятивной маржи позволяет дилерам получать высокую прибыль. Захотят ли дилеры отказаться от такой схемы после стабилизации производства и выхода из дефицита, покажет время», — уточняет Максим Шелков, автоэксперт, руководитель автомобильного экспертного центра «Автокриминалист».

Работа автосалонов - РИА Новости, 1920, 09.12.2021

С пробегом

Рост цен на новые автомобили отразился на рынке подержанных авто, которые подорожали минимум на 25-30%. На сегодняшний день многие автовладельцы могут продать свои машины дороже, чем покупали их 3-4 года назад. Стабилизация рынка новых авто в короткие сроки поможет стабилизироваться ценам на ТС с пробегом.По мнению Петроса Мкртычяна, генерального директора “СберАвто”, цены на автомобили с пробегом продолжат расти из-за сокращения объемов предложения, причем на рынке станет больше совсем «молодых» авто, не старше трех лет с момента производства: уже сейчас их доля в совокупном предложении “СберАвто” по всем подержанным машин составляет 28%.

Ключи от машины - РИА Новости, 1920, 13.12.2021

13 декабря 2021, 00:32 Названы регионы-лидеры по доступности автомобилей»Вторичка» более гибкая, в отличие от рынка новых авто, здесь можно договориться с продавцом о выгодных условиях. Возможен дефицит 5-7-летних ТС из-за сильного снижения продаж новых автомобилей в 2015 году, которое особенно остро чувствуется в сегодняшних реалиях. По словам эксперта, сейчас хорошее время, чтобы не только присмотреться к авто с пробегом, но и чтобы выгоднее продать свой автомобиль.По данным “Авито Авто”, продажи автомобилей с пробегом за первые три квартала 2021 года выросли на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средняя стоимость ТС с пробегом в России в этот период составила 350 000 рублей – на 16,7% больше, чем в 2020 году.

Металлургическое предприятие Уральская кузница - РИА Новости, 1920, 28.11.2021

28 ноября 2021, 23:58Минпромторг не обсуждает продление экспортных пошлин на металлопродукциюСпециалисты “Авито Авто” предоставляют сводные данные по продажам автомобилей и ценам:

Топ-10 самых продаваемых на авторынке моделей с пробегом

Бренд

Модель

Доля в продажах Средняя цена, руб. Рост цены по итогам III квартала
ВАЗ (LADA)

Priora

3,38% 210 000 2,4%
ВАЗ (LADA)

2114 Samara

2,56% 100 000 0,0%
ВАЗ (LADA)

Granta

2,49% 347 000 5,2%
Ford

Focus

2,33% 365 000 2,8%
ВАЗ (LADA)

Kalina

2,27% 185 000 2,8%
Hyundai

Solaris

1,95% 610 000 4,3%
ВАЗ (LADA)

2 107

1,86% 60 000 3,4%
ВАЗ (LADA)

2 110

1,84% 70 000 1,4%
Kia

Rio

1,80% 620 000 3,3%
ВАЗ (LADA)

4×4 (Нива)

1,78% 185 000 2,8%

Средняя стоимость иномарок с пробегом в стране по итогам III квартала 2021 года составила 490 000 рублей, увеличившись на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Топ-10, наиболее востребованных моделей иномарок с пробегом

Бренд

Модель

Доля продаж в общей структуре Средняя цена, руб. Рост средней цены по итогам III квартала
Ford

Focus

3,38% 365 000 2,8%
Hyundai

Solaris

2,82% 610 000 4,3%
Kia

Rio

2,61% 620 000 3,3%
Chevrolet

Niva

1,85% 300 000 0,0%
Volkswagen

Polo

1,78% 595 000 5,3%
Renault

Logan

1,77% 285 000 1,8%
Toyota

Camry

1,64% 1 297 000 2,9%
Opel

Astra

1,49% 380 000 4,1%
Daewoo

Nexia

1,46% 100 000 1,0%
Skoda

Octavia

1,40% 590 000 3,5%

Продажа автомобилей в автосалоне - РИА Новости, 1920, 03.11.2021

Отечественные

О ситуации на рынке отечественных авто рассказал Михаил Хачатурян, доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.“Российские производители вынуждены поднимать цены, хотя это очевидно лишает их ключевого конкурентного преимущества. Ведь высокий спрос на отечественные автомобили всегда был обусловлен их относительно низкой ценой. Однако в сегодняшних условиях использовать это конкурентное преимущество становится невозможно и стоит ожидать роста цен в диапазоне 10-20%”, — отметил эксперт.

Зарубежные

Цены на автомобили комфорт-класса в этом году в среднем выросли на 30%. Автосалоны на сегодняшний день продают машины выше РРЦ (рекомендованной розничной цены). Например, Volkswagen Polo 2020 года в новом кузове комплектации Respect стоил 850 000 рублей. Сейчас это авто (если повезет) можно найти в салоне за 1 050 000 рублей.“Самый высокий рост цен показал комфорт-класс на автомате и кроссоверы, — рассказывает Дмитрий Матвеев, генеральный директор в компании «Мой Автопрокат». — Импортерам понравилось сидеть на пустых складах. Условно им выгоднее продать 100 автомобилей по 1 000 рублей, чем 200 по 500 рублей. Мотивация за долю рынка перешла в мотивацию маржи. Автосалоны делают то же самое: они не соблюдают РРЦ и продают дороже, обосновывая высокую цену высоким спросом”.

Ключи от машины - РИА Новости, 1920, 08.09.2021

Марки — лидеры по удорожанию

Лидеры удорожания на авторынке в 2022

Оценим динамику стоимости на новые автомобили — какие марки показали наибольший прирост стоимости:

  • KIA/Hyundai — корейский концерн нарастил продажи и даже сейчас люди стремятся приобрести эти автомобили. Киа Спортэйдж в начале 2020 года стоил 1,4 млн. рублей. В апреле 2022 года цена находится в диапазона от 2,3 до 2,8 млн. рублей в зависимости от комплектации. Статистика указывает, что автомобили из Кореи подорожали на 23%, но на местах эта цифра оказалась выше;
  • Лада — новые отечественные модели получили импортные комплектующие. Лада Веста теперь стоит на 30% дороже. Официальный сайт утверждает, что цена составляет 1,1 млн. рублей за базовую комплектацию. По факту в салоне цена 2,2-2,4 млн. рублей — а это плюс 100% к стоимости;
  • Renault — флагман Duster подорожал в марте на 42% и теперь оценивается в 1,7 млн. рублей. Производитель занизил цену на сайте — автосалоны готовы продать авто примерно за 3 млн. рублей.

Автомобили уходящих компаний считаются дефицитными — ценники теперь переписываются каждый день. Сотни процентов теперь не предел.

Среди подержанных лидерами роста стали:

  • Mercedes и BMW — данные бренды покинули рынок, поэтому существующие автомобили подорожали на 32%;
  • Toyota — марка считается идеальным вложением и лишь дорожает с годами. Прирост составил 28%;
  • Nissan, Kia, Skoda и Volkswagen — прирост на 24%.

Самые дешёвые автомобили на сегодняшний день

Самые дешёвые автомобили в 2022

Лада Гранта — самый дешёвый новый автомобиль в России. Его цена начинается от 600 тысяч рублей, именно такой ценник устанавливают дилеры Лада. Самая дешёвая иномарка — Renault Logan. Автомобиль достаточно популярен и фактическая стоимость начинается с отметки в 1,5 млн. рублей. Выбор на рынке стал ещё скуднее. Миллиона рублей теперь недостаточно для покупки нового транспорта.

Российским потребителям за последние годы полюбились кроссоверы и внедорожники. Самый доступный внедорожник — Лада Нива. Классическая модель стоит от 819 000 рублей. Следующей моделью по доступности является Лада Нива Тревел. Модель оценивается в 1,1 млн. рублей.

Если рассматривать покупку с рук, то минимальная цена составит 100-150 тысяч рублей. За эти деньги можно приобрести ВАЗ 2107 или Daewoo Matiz. Такой автомобиль сможет уверенно передвигаться по дорогам и спокойно встанет на учёт в ГИБДД. За меньшие деньги продается откровенная некондиция.

Доступность новых транспортных средств можно поставить под большое сомнение, ведь доходы населения сохранились на прежнем уровне. Взор автолюбителей будет устремлен на вторичные рынки.

Стоит ли сейчас приобретать авто

Для населения легковые автомобили подорожают в 2022 году в 2-4 раза. Конечная статистика по году будет подведена Автостатом лишь в 2023 году. Однако худшие опасения уже сбылись — Европа, США и Япония запретили экспортировать новые и подержанные машины в Россию.

Дальний Восток России традиционно жил японскими авто, там функционировали:

  • авторынки и частные перекупщики;
  • хостелы и гостиницы для транзитных покупателей;
  • придорожные кафе;
  • автосервисы и заправки.

Уход японского импорта на длительное время погубит целую индустрию. Аналогично выглядит ситуация для Калининграда и прочих городов. Современные реалии диктуют ряд важных условий:

  • не стоит брать автокредит или кредит в банке для покупки транспорта, лучше занять сумму у родных или знакомых;
  • желательно не тратить последние деньги на покупку автомобиля, поскольку деньги потребуются и на его обслуживание;
  • смотреть лучше в сторону российских, азиатских или популярных европейских вариантов;
  • дорогие немецкие автомобили стоит исключить из листа желаний — запчасти для этой категории теперь не по карману даже обеспеченным людям;
  • на время кризиса нужен семейный автомобиль с невысоким расходом топлива и недорогой страховкой, он должен стойко «переносить» отечественные масла, свечи и фильтры — такой подход позволит сэкономить.

Логично, что большинство людей перестанут рассматривать новые машины и продолжат поиски на «вторичке». Если вы хотели совершить покупку — делайте это прямо сейчас, дальше будет еще дороже. При покупке используйте следующие советы:

  • при выборе дорогого транспорта воспользуйтесь услугами автоподборщика — даже по высокой цене можно приобрести «утиль» и лишится крупной суммы;
  • если доход семьи невысок, тем более нужно найти недорогие услуги по подбору — спонтанная покупка непригодного авто лишит вашу семью последних сбережений;
  • покупать нужно иномарки или совсем свежие отечественные варианты — такие машины 2-3 года не будут ломаться, что позволит переждать кризис без вложений;
  • лучше купить иномарку с малым и подтвержденным пробегом, пусть она будет выглядеть непрестижно. Она долгое время не потребует вложений и продать ее будет намного легче;
  • машина обязана быть ремонтопригодной — конструкция должна быть понятна даже сельским механикам, а запчасти быть доступными в ближайшем городе.

Машина – не только транспорт. Это ещё и отличное вложение. Семьи, имеющие накопления, часто приобретают такой товар, который в кризис лишь дорожает. Серьёзно стоит рассмотреть покупку 1-2 авто, нужно лишь заранее предусмотреть место для стоянки своих «инвестиций».

Рассмотрим пример: у среднестатистической семьи имеется до 700 тысяч рублей на приобретение машины. Лучше взять иномарку с пробегом 50-70 тысяч после одного владельца. Это позволит избежать проблем и вложений. Сейчас такие машины считаются непрестижными, однако и они скоро станут роскошью, поэтому купить такие авто стоит прямо сейчас:

  • Renault Sandero;
  • Nissan Almera;
  • Daewoo Gentra;
  • Nissan Tiida;
  • Kia Picanto;
  • Chevrolet Spark;
  • Mitsubishi Colt.

Неприхотливые и экономичные машины хорошо известны мастерам, они надежны и не интересуют угонщиков.

Виталий
Оцените автора