Введение
От правильности подбора шин зависят безопасность в пути, качество езды, срок службы остальных узлов и деталей автомобиля, управляемость, экономия топлива. Все необходимые эксплуатационные характеристики производители наносят на боковины автопокрышек с обеих сторон. Разобраться в параметрах не сложно, если знать перевод буквенно-цифрового кода.
Расположение маркировки на колесах
Нанесение обозначающих надписей обязательно для покрышек легковых автомобилей любых марок. Маркировка наносится на внешней стороне шины, что позволяет быстро ознакомиться со всей необходимой информацией касательно характеристик комплекта.
Конструкция покрышки
Все конструктивны особенности колес зачастую также маркируют на боковине.
Радиальные или диагональные шины
Как уже упоминалось ранее, шины радиальной конструкции маркируют буквой «R» в основном размерном индексе или надписью «Radial», а для диагональных эта буква просто отсутствует. Разница между этими покрышками заключается в расположении нитей корда, которые усиливают жесткость к скручиванию и нагрузкам на шине. В диагональных шинах стальные нити идут переплетаясь под прямым углом, а в радиальных нити равномерно располагаются от края одного борта к другому.
Какая же конструкция шины лучше? Радиальные покрышки имеют большую устойчивость к износу по сравнению с диагональными — они способны пройти свыше 60000 км, тогда как их конкурент едва справляется с пробегом вдвое меньше. Кроме того устойчивость и управляемость диагональных шин хуже, впрочем как и сопротивление качению, что сказывается на повышенном расходе топлива. В конструкции радиальной шины также предусмотрен брекер, который усиливает жесткость боковины. Такие скаты помогают добиться более стабильного и большего пятна контакта с дорогой. Практически все современные шины радиальные.
Камерные и бескамерные шины
Покрышки с маркировкой «Tubeless» или TL называют бескамерными. В таких шинах воздух напрямую закачивается через нипель.
На камерных шинах стоит надпись «Tube Type» или TT. У таких скатов воздух закачивается в резиновую камеру, которая установлена внутри шины.
Бескамерные покрышки обладают рядом преимуществ над своими устаревшими собратьями:
- Меньший вес за счет отсутствия камеры и упрощенной конструкции.
- При проколе бескамерные шины спускаются в разы медленнее.
- Меньше перегреваются и в следствии этого медленнее разрушаются.
Другие конструкционные особенности
-
- Regroovable — ставят на шинах, которым можно углублять протектор нарезкой.
- Reinforсed — шины с повышенным индексом нагрузки.
- XL или Extra load — маркировка шин с повышенной на 4 единицы индексом нагрузки.
- Steel или Steel belted — обозначение наносят на скаты со стальным кордом в брекере (боковина шины).
- Для асимметричных и направленных шин используется обозначение Outside / Inside, чтобы показать какой стороной ставить колесо к авто (текст Inside должен быть на внутренней стороне, а Outside на внешней. Кроме того если рисунок протектора направлен, есть слово Rotation и стрелка, указывающее на направление вращение колеса.
- Runflat — последняя наработка шинных гигантов, наличие такой маркировки говорит о возможности езды на пробитой покрышке. Разные бренды её отмечают символами: RFT (Bridgestone), SSR (Continental), EMT (Goodyear), ZP (Michelin), RF (Pirelli, Nokian, Kumho, Yokohama), EUFORI@ (Pirelli).
- Retread, Remould или Regummerad надписи наносят на восстановленные шины, то есть те, протектор которых был наварен заново. Обычно так делают с грузовыми шинами, но и у легковых это не редкость.
Как рассчитать индекс нагрузки шин для автомобиля
Нагрузку на шину нужно умножить на 4 — по количеству колес. Из итоговой суммы вычтите массу автомобиля и вес пассажиров. Оставшееся значение покажет грузоподъемность автомобиля — вес людей и багажа, который можно разместить в машине без снижения уровня безопасности. В противном случае покрышки быстрее придут в негодность, а на дороге с ямами и неровностями будут деформироваться.
Небезопасно ехать на максимально допустимой покрышками скорости с максимальной нагрузкой на резину. Индекс нагрузки показывает максимальный вес автомобиля. Советуем не приближаться к верхней границе вплотную.
Основной вес приходится на задние колеса: в багажнике хранится основной груз, а на задних креслах размещаются пассажиры. Учтите это при расчете нагрузки.
Испытания шин для определения индексов
За формальными цифрами индексов скорости и нагрузки шин и сухими рекомендациями производителей стоит большой объем инженерных работ проектировщиков и испытателей. Присвоение каждой модели покрышки определённой категории происходит не только (и даже не столько) расчётными методами, но и на основании данных стендовых, полигонных и натурных испытаний резины.
Классический пример в этом отношении – всемирно известная Nokian, где шины проходят вначале цикл стендовых испытаний. Схема испытательного стенда известна давно: испытуемая покрышка вращает массивный барабан, к которому прижимается с определённым усилием. Здесь важны строгое соблюдение режимов испытаний и постоянный мониторинг состояния испытуемого объекта.
Второй этап – полигонные испытания: автомобиль, на котором установлены испытываемые образцы, управляется роботом и двигается по замкнутой траектории. На этом этапе испытатели также имеют возможность постоянно контролировать параметры испытываемых покрышек.
Наконец, третий этап – натурные испытания шин в эксплуатации, как водителями-испытателями самой компании, так и независимыми экспертами (как правило, таксистами). При натурных испытаниях не удаётся постоянно контролировать параметры состояния резины, зато ценность итогового результата выше, чем на предыдущих этапах – это ведь данные фактической эксплуатации.
В той же Nokian, например, очень требовательны к качеству выпускаемой продукции – даже если при стендовых испытаниях покрышка выдерживает длительное время скорость свыше 300 км/час, далеко не факт, что ей будет присвоен индекс скоростной шины и, вполне возможно, всё ограничится индексом T.
Таблица расшифровки индекса нагрузки шин
для легковых автомобилей, кроссоверов и внедорожников
Индекс нагрузки для автомобилей вычисляется при наличии двух базовых параметров: своего веса и максимально допустимой нагрузки. Для упрощения расчетов можно использовать данные в специальных таблицах (приведены ниже).
Таблица индекса нагрузки шин для легковых авто
Индекс нагрузки для легковых машин имеет 2-значное отображение и находится в диапазоне между цифрами 63 и 90.
Чем больше этот параметр, тем большую толщину, жесткость или вес имеет покрышка.
Следовательно, увеличивается расход горючего и уровень шумности при движении.
При снижении индекса шины становятся более мягкими и легкими, но быстрее изнашиваются.
Индекс нагрузки | Максимальный вес |
63 | 272 |
64 | 280 |
65 | 290 |
66 | 300 |
67 | 307 |
68 | 315 |
69 | 325 |
70 | 335 |
71 | 345 |
72 | 355 |
73 | 365 |
74 | 375 |
75 | 387 |
76 | 400 |
77 | 412 |
78 | 425 |
79 | 437 |
80 | 450 |
81 | 462 |
82 | 475 |
83 | 487 |
84 | 500 |
85 | 515 |
86 | 530 |
87 | 545 |
88 | 560 |
89 | 580 |
90 | 600 |
Таблица индекса нагрузки шин для кроссоверов
В отличие от показателя для легковых машин, индекс нагрузки для кроссоверов выражается 2-х или 3-значным числовым параметром. Его можно посмотреть возле данных посадочного диаметра.
Резина для кроссоверов, как правило, имеет больший индекс грузоподъемности и сопровождается знаком XL. Наличие такой надписи свидетельствует о том, что покрышка более прочная.
В большинстве случаев индекс нагрузки для таких авто находится в диапазоне 90-105.
Индекс нагрузки | Максимальный вес |
90 | 600 |
91 | 615 |
92 | 630 |
93 | 650 |
94 | 670 |
95 | 690 |
96 | 710 |
97 | 730 |
98 | 750 |
99 | 775 |
100 | 800 |
101 | 825 |
102 | 850 |
103 | 875 |
104 | 900 |
105 | 925 |
Для внедорожников
В случае с внедорожниками индекс нагрузки будет немного больше — в диапазоне от 105 до 125. Это означает, что вес на одно колесо может быть от 925 до 1650 кг.
Индекс нагрузки | Максимальный вес |
105 | 925 |
106 | 950 |
107 | 975 |
108 | 1000 |
109 | 1030 |
110 | 1060 |
111 | 1090 |
112 | 1120 |
113 | 1150 |
114 | 1180 |
115 | 1215 |
116 | 1250 |
117 | 1285 |
118 | 1320 |
119 | 1360 |
120 | 1400 |
121 | 1450 |
122 | 1500 |
123 | 1550 |
124 | 1600 |
125 | 1650 |
Для грузовых автомобилей
Для грузовиков применяется та же таблица индексов. Разница в том, что для таких машин параметр начинается со 125 и более.
Индекс нагрузки | Максимальный вес | Индекс нагрузки | Максимальный вес |
125 | 1650 | 163 | 4875 |
126 | 1700 | 164 | 5000 |
127 | 1750 | 165 | 5150 |
128 | 1800 | 166 | 5300 |
129 | 1850 | 167 | 5450 |
130 | 1900 | 168 | 5600 |
131 | 1950 | 169 | 5800 |
132 | 2000 | 170 | 6000 |
133 | 2060 | 171 | 6150 |
134 | 2120 | 172 | 6300 |
135 | 2180 | 173 | 6500 |
136 | 2240 | 173 | 6700 |
137 | 2300 | 175 | 6900 |
138 | 2360 | 176 | 7100 |
139 | 2430 | 177 | 7300 |
140 | 2500 | 178 | 7500 |
141 | 2575 | 179 | 7750 |
142 | 2650 | 180 | 8000 |
143 | 2725 | 181 | 8250 |
144 | 2800 | 182 | 8500 |
145 | 2900 | 183 | 8750 |
146 | 3000 | 184 | 9000 |
147 | 3075 | 185 | 9250 |
148 | 3150 | 186 | 9500 |
149 | 3250 | 187 | 9750 |
150 | 3350 | 188 | 10000 |
151 | 3450 | 189 | 10300 |
152 | 3550 | 190 | 10600 |
153 | 3650 | 191 | 10900 |
154 | 3750 | 192 | 11200 |
155 | 3875 | 193 | 11500 |
156 | 4000 | 194 | 11800 |
157 | 4125 | 195 | 12150 |
158 | 4250 | 196 | 12500 |
159 | 4375 | 197 | 12850 |
160 | 4500 | 198 | 13200 |
161 | 4625 | 199 | 13600 |
162 | 4750 |
Для коммерческого транспорта
В случае специального коммерческого транспорта могут применяться шины с индексом до 129.
При выборе рекомендуется выбирать те покрышки, у которых грузоподъемность больше заявленного заводом-изготовителем параметра.
Такой запас необходим для повышения сроков эксплуатации и, соответственно, экономии денежных средств.
Остальные показатели индекса нагрузки
В автомобильном транспорте используются редко, но про них нужно знать.
Индекс нагрузки | Максимальный вес | Индекс нагрузки | Максимальный вес |
0 | 45 | 33 | 115 |
1 | 46,2 | 34 | 118 |
2 | 47,5 | 35 | 121 |
3 | 48,7 | 36 | 125 |
4 | 50 | 37 | 128 |
5 | 51,5 | 38 | 132 |
6 | 53 | 39 | 136 |
7 | 54,5 | 40 | 140 |
8 | 56 | 41 | 145 |
9 | 58 | 42 | 150 |
10 | 60 | 43 | 155 |
11 | 61,5 | 44 | 160 |
12 | 63 | 45 | 165 |
13 | 65 | 46 | 170 |
14 | 67 | 47 | 175 |
15 | 69 | 48 | 180 |
16 | 71 | 49 | 185 |
17 | 73 | 50 | 190 |
18 | 75 | 51 | 195 |
19 | 77,5 | 52 | 200 |
20 | 80 | 53 | 206 |
21 | 82,5 | 54 | 212 |
22 | 85 | 55 | 218 |
23 | 87,5 | 56 | 224 |
24 | 90 | 57 | 230 |
25 | 92,5 | 58 | 236 |
26 | 95 | 59 | 243 |
27 | 97 | 60 | 250 |
28 | 100 | 61 | 257 |
29 | 103 | 62 | 265 |
30 | 106 | ||
31 | 109 | ||
32 | 112 |
Дополнительная маркировка
Помимо прочего, на шинах присутствует некоторое количество дополнительных маркировок. Ниже представлена расшифровка надписей, наиболее часто встречающихся у шинных производителей.
-
- о дате производства свидетельствует четырехзначное число на ободе профиля. Первые две цифры – порядковый номер недели в году. Вторые – сам год. То есть число 4012 сигнализирует о том, что продукция была произведена на 40-й неделе 2012-го года;
- иногда встречается надпись outside на шине. Это значит, что изделие обладает ассиметричным протектором и монтаж производится надписью наружу. Если данное обозначение отсутствует, то сторона не имеет значения;
- маркировка DOT или ECC сигнализируют о соответствии параметрам западного ГОСТ в его американском или европейском проявлении;
- надпись Reinforced значит тот же усиленный состав, что и Extra Load. Такая усиленная резина может иметь до 6-ти слоев, а если в конце добавлена еще и буква «С», то их количество может вырасти до 8-ми;
- наличие пиктограммы в виде зонтика или букв Rain/Water/Aquatred свидетельствует об улучшенном водоотводе протектора и лучших характеристиках при движении по мокрой поверхности;
- специальные метки TWI говорит о наличии индикатора износа шины. Отметки располагаются в различных местах покрышки и сигнализируют о ее износе. Последняя засечка сделана на уровне 1,6 мм – минимальная высота протектора. Благодаря этому можно определить точное время замены комплекта колес;
- Tubeless – обозначение бескамерных шин;
- RunFlat- некоторые производители имеют специальное обозначение для шин с жесткой боковиной. Такая конструкция позволяет водителю не иметь под рукой запасного колеса. В случае прокола шины могут проехать 80-ть километров со скоростью до 80-ти км/ч без нанесения повреждений диску и самой резине;
M+S (Mud+Snow) — всесезонные шины с более развитым протектором, обеспечивающим зацеп при плохих погодных условиях.
Цветные маркировки
Кроме того каждый производитель для своего удобство или специфических нужд может наносить различные собственные метки для каждой покрышки.
- Желтые метки ставят на самую легкую часть покрышки, как место для установки ниппеля, упрощая работу шиномонтажу.
- Красная метка на шине обозначает место наибольшей неоднородности либо же самую тяжелую часть.
- Цветные полоски на протекторе самых разных цветов созданы, чтобы упростить логистику и помочь распределять шины по складам.
- Белый круг с числом на боковине это знак, соответствующий советскому ОТК (отдел технического контроля), означает проверку на складе поставщиком.
Отличия маркировки от страны производителя шин
Есть несколько видов маркировки изделия – европейская и американская. Отличия заключаются в использовании метрической или дюймовой системы исчисления размерности, а также дополнительного обозначения области использования.
Американские надписи
Есть два типа надписей, которые используются на американских шинах. Первый сильно напоминает европейскую спецификацию, однако перед цифрами стоят еще и буквы, которые указывают, для каких классов машин предназначена резина.
К примеру, буквы «Р» расшифровывается как «Passanger» — такая резина полагается стандартным легковым авто. Если же присутствуют буквы LT, обозначающие «Light Track», то такие колеса можно использовать в небольших грузовиках и фургонах коммерческого транспорта.
Вторая спецификация более уникальна. Здесь размер покрышки указывается в дюймах, а привычная европейскому производителю высота профиля не указывается вовсе. К примеру, американская маркировка обозначена как 28*11*R16. Здесь первая цифра будет отвечать за внешний диаметр покрышки, вторая – за ширину покрышки в дюймах, а третья – диаметр диска.
Европейские надписи
Европейские надписи напоминают первый способ маркировки американских колес. Если мы возьмем пример надписи на боковине покрышки 200*35*R20, то цифры будут говорить нам о следующем:
- 200 – ширина резины в миллиметрах (20 см);
- 35 – соотношение высоты протектора к ширине. Чем больше данный показатель, тем более глубокий будет рисунок на покрышках;
- R20 – внутренний диаметр.
Выбираем шины самостоятельно
Как мы убедились, расшифровка маркировки шин для легковых автомобилей не сложный процесс. Знание нюансов обозначения шин поможет приобрести не просто подходящий, а лучший и качественный комплект из всех предложений,не полагаясь всецело на советы не всегда опытного и честного продавца.
Каждый владелец транспортного средства руководствуется при выборе своими личными предпочтениями и финансовыми возможностями. Единственное правило для всех без исключения марок автомобилей – выбирать резину строго соответствующую рекомендациям производителя.