Свойства, особенности и применение цетаноповышающих присадок

Цетаноповышающие присадки. Особенности применения

Некоторые характеристики топлива не всегда можно улучшить в процессе производства на НПЗ. В наши дни невозможно представить себе дизельное топливо без присадок различного функционального назначения. В первую очередь это цетаноповышающие присадки.

Цетановое число — один из главных показателей качества дизельного топлива. Оно оказывает существенное влияние на работу двигателя: мощность, экономичность, лёгкость пуска, расход топлива и дымность отработавших газов. Этот показатель отличается у различных марок >дизельного топлива. Например, у летнего дизтоплива цетановое число всегда выше, чем у зимнего или арктического.

Так же этот показатель зависит от экологического класса топлива и действующих в стране норм — ГОСТов и Техрегламентов. (В данный момент действуют : ГОСТ 305 с изм.1-8 «Топливо дизельное», ГОСТ Р 52368 с изм.1 «Топливо дизельное ЕВРО», СТО 11605031-021-2008 с изм.1-8 «Топливо дизельное зимнее и арктическое с присадками» , ТУ 38.401-58-110-2011 с изм.

1-3 «Дизельное топливо для спецтехники и экспорта»).

ГОСТ 305 предписывает, что цетановое число должно быть не менее 45 единиц.

Обратите внимание

Высокооборотные двигатели, использующиеся в современных автомобилях, рассчитаны на дизельное топливо с цетановым числом 51-53 единицы, то есть на горючее, соответствующее стандарту «ЕВРО».

Увеличить цетановое число возможно на катализаторе во время производства. Однако мощности НПЗ позволяют изготавливать топливо с максимальным цетановым числом лишь 45 – 48 единиц.

Введение в дизельное топливо цетаноповышающей присадки, приводит к улучшению воспламеняемости топлива (эксплуатационная характеристика), обеспечивает полноту сгорания, уменьшая тем самым выбросы вредных веществ в атмосферу (экологическая характеристика), облегчает запуск двигателя в зимних условиях (потребительские свойства).

Дозировка присадки рассчитывается исходя из цетанового числа исходного топлива, долей других присадок и их взаимодействия. Чаще всего она составляет доли процента.

Использовать присадки нужно проконсультировавшись с технологом, ведь чем больше присадок введено в топливо, тем сложнее их взаимодействие между собой и тем менее предсказуемо может быть поведение топлива при эксплуатации.

Огромную роль также играет качество присадки. Крайне важно отсутствие в ней воды, так как может произойти её разложение на исходные компоненты и возникновение коррозии.

Большое внимание должно уделяться и соблюдению специального температурного режима. Зарубежные присадки более качественные и технологичные, именно поэтому они преобладают на рынке.

Например, современная цетаноповышающая присадка Difron H 372, предлагаемая Топливным Регионом.

Важно

Эта присадка позволяет улучшить качество возгорания дизельного топлива и даёт возможность повысить прибыльность НПЗ путём совершенствования лёгкого цикла каталитического крекинга. Что соответственно приводит к увеличению товарной стоимости топлива.

Difron H 372 снижает шум в двигателе, облегчает холодный запуск. Кроме того, цетаноповышающие присадки имеют и не столь очевидное применение. Например, такая область применения как использование в качестве антиокислителей. Дизельное топливо начинает окисляться уже через три месяца хранения. Реанимировать его можно с помощью цетаноповышающих присадок.

Топливный Регион считает очень важным, чтобы клиенты владели всей необходимой информацией о методах применения продукции, а также о ее качестве. Ко всем присадкам обязательно прилагается полный комплект технических документов: паспорта, методика применения, паспорта безопасности.

А также опытный технолог помогает каждому клиенту подобрать наиболее эффективную присадку для каждого конкретного топлива и самый удобный способ ее применения.

В нефтедобывающей промышленности это имеет большую ценность, ведь от правильно рассчитанной дозировки зависит качество целой партии топлива, а оно должно быть только высоким.

Источник: http://www.topreg.ru/stati-i-obzori/tsetanopovyshayushchie-prisadki-osobennosti-primeneniya

Цетаноповышающая присадка

Цетаноповышающая присадка к дизельному топливу Миксент 2000 — является новейшим высокоэффективным промотором воспламенения отечественного производства и предназначена для использования в процессе производства на НПЗ или повышения цетанового числа дизельного топлива нефтебазах и в автотранспортных предприятиях.

Цены на Миксент 2000

Цетаноповышающая присадка для дизельного топлива отгружается в следующей таре: канистре, бочке, еврокубе, автоцистерне, ЖД цистерне. Узнать подробнее о способах оплаты и доставке.

Канистра

20 кг

6 000 руб

Бочка

200 кг

45 000 40 000 руб

Еврокуб

1 т

по запросу

Автоцистерна

5-24 т

по запросу

При покупке 2 бочек (200 кг) и более предоставляется скидка. Уточняйте при заказе.

Заказать цетаноповышающую присадку для дизельного топлива и получить консультацию по их применению Вы можете, позвонив по телефону +7 (915) 047-00-84 или отправить письмо на электронную почту info@miksent.ru.

Использование цетаноповышающей присадки позволяет:

  • снизить время задержки воспламенения дизельного топлива, что облегчает запуск дизельного двигателя особенно в зимнее время;
  • увеличить равномерность сгорания топливной смеси дизельного топлива, что повышает мощность двигателя и снижает расход дизельного топлива. Экономия топлива составляет около 5 – 7 %;
  • увеличить полноту сгорания дизельного топлива в двигателе, что препятствует образованию нагара в цилиндре и уменьшает дымность выхлопных газов, то есть улучшает экологические показатели.

Более подробно с историей возникновения присадки и её испытаниях можно ознакомиться здесь.

Физико-химические свойства

Состав 2-этилгексилнитрат (2-ЭГН)
Внешний вид жидкость от бесцветной до желтоватого цвета
Плотность 1003 кг/м³ при 15°С
Кислотное число 0,03 мг КОН/г
Температура застывания чистой присадки -60°С
Растворимость в дизельном топливе полная
Механические примеси и вода отсутствуют

Цетаноповышающая присадка Миксент 2000 — 2-этилгексилнитрат (С8Р17NO3) разработана Российскими учеными Группы Компаний «Миксент» из отечественного сырья с учетом особенностей нефти, добываемой на Российских месторождениях, поэтому она лучше подходит для дизельного топлива, произведенного в России нежели присадки импортного производства.

Основу цетаноповышающей присадки Миксент 2000 составляют алкилнитраты (содержание не менее 99,9% масс.).

Цетаноповышающая присадка Миксент(Миакрон) 2000 производимая «Русской Инженернохимической Компанией» отличается от аналогичных присадок других производителей стабильностью состава вещества, увеличивающего цетановое число и не оказывающего побочных эффектов на свойства дизельного топлива.

Достоинства цетаноповышающей присадки Миксент-2000

  • Превосходная приемистость к различным дизельным топливам.
  • Малая токсичность, отсутствие коррозионной агрессивности и склонности к смолообразованию.
  • Возможность применения в летнем, зимнем и арктическом дизельных топливах.
  • Привлекательные экономические показатели производства – высокая эффективность при малом проценте введения.

Цетаноповышающая присадка Миксент 2000 применяется:

  • на НПЗ (нефтеперерабатывающих заводах) для улучшения отдельных характеристик дизельного топлива и доведения его свойств до норм соответствующих ГОСТ 305-2013 (ЦТ не менее 45 ед.) или требований европейского стандарта EN 590:2009 (ЦТ не менее 51 ед.). сделать ссылка на ГОСТы;
  • на нефтебазах и АЗС присадка Миксент 2000 применяется для повышения цетанового числа дизтоплива (в отдельных случаях светлого печного топлива) при изготовлении дизельного топлива по ТУ (техническим условиям);
  • на автотранспортных предприятиях, располагающих большим автопарком присадка Миксент 2000 применяется для адаптации отечественного дизельного топлива, том числе светлого печного или маловязкого судового топлива под дизельные двигатели импортного производства;
  • водителями при заправке автомобиля на АЗС и в других местах (у соседа дальнобойщика и т.д.), когда есть сомнение в качестве дизельного топлива, что проявляется в повышенной детонации и дымности выхлопных газов.

Дозировка цетаноповышающей присадки Миксент 2000

1 кг цетаноповышающей присадки Миксент 2000 на 1 тонну дизельного топлива повышает цетановое число на 3 — 4 единицы.

Количество присадки необходимое для введения в дизельное топливо зависит от цетанового числа (ЦЧ) исходного топлива и желаемого конечного показателя ЦЧ.

Имеем дизельное топливо, соответствующее Российскому ГОСТ 305-2013 (45 ед. ЦЧ).

Совет

Необходимо получить дизельное топливо для заправки автомобиля импортного производства, то есть топливо, соответствующее EN 590 (51 ед. ЦЧ).

51 ед. ЦЧ – 45 ед. ЦЧ = 6 ед. ЦЧ – это показатель на который необходимо увеличить цетановое число конечного топлива, следовательно, необходимо ввести в топливо примерно 1,5 – 2 кг присадки на 1 тонну дизельного топлива.

Транспортировка и хранение цетаноповышающей присадки Миксент 2000

Хранят цетаноповышающую присадку в металлических бочках или емкостях согласно ГОСТ 26155.

При хранении Миксент 2000 не выделяет вредных веществ и не образует токсичных соединений при контакте с воздухом и водой.

Как купить цетаноповышающую присадку

  • Вы звоните по телефону +7 (915) 047-00-84 или отправляете заявку на info@miksent.ru с указанием наименования, количества присадки и способе доставки (самовывоза).
  • Мы связываемся с вами для уточнения деталей заказа и выставления счета.
  • Отгрузка и доставка присадки в обговоренный срок.
  • Оплата наличными курьеру или по безналичному расчету.

Будет интересно

  • Нужны ли присадки в дизельное топливо? Рассмотрим требования к качественным показателям дизельного топлива и влияние присадок на работу дизельных двигателей.
  • С наступлением осени и приближением столбика температуры к отметке + 5 °С и ниже приходят и заботы по подготовке дизельного топлива к осенне-зимнему периоду.Рассмотрим разогрев депрессорной присадки в бочках с помощью силиконовых нагревателей для бочек.
  • Обзор добавок в дизельное топливо, их назначение и дозировка. В 2015 — 2016 годах наметилась тенденция увеличения потребления противоизносных добавок. Читать подробнее…
  • В данной статье рассматриваются основные методы введения присадок в дизельное топливо которые используются на нефтебазах, АЗС и автотранспортных предприятиях.

Больше статей

Источник: http://miksent.ru/cetanopovyshayushhaya-prisadka/

Цетаноповышающие присадки: заметное улучшение воспламеняемости дизельного топлива

Цетан, также известный как гексадекан – это углеводород, который применят в качестве эталона для характеристики дизельного топлива. Иначе говоря, цетановое число цетана – 100 (логично, правда?). Данный показатель является аналогом октанового числа для оценки качества бензина, которое характеризует способность дизельного топлива к воспламенению, а именно – период задержки воспламенения.

Определяется цетановое число методом аналогии: если дизельное топливо имеет тот же период задержки воспламенения, что и тестовая смесь из гексадекана с α-метилнафталином (который имеет нулевое цетановое число), то цетановое число этого дизельного топлива равно массовой доле гексадекана в тестовой смеси.

Как и в случае с октановым числом, чем выше цетановое число, тем качественнее считается топливо. Это объясняется тем, что повышение цетанового числа сокращает задержку воспламенения дизельного топлива при сжатии. Однако всё не так просто: каждый двигатель имеет собственные конструктивные особенности, которые следует учитывать.

Чем больше – тем лучше. Но не всегда

Если рассматривать процесс сгорания дизельного топлива в двигателе, можно получить несколько сценарием при различных цетановых числах:

  • Если цетановое очень высокое, то воспламенение происходит слишком быстро, потому горючая смесь не успевает подготавливаться. Новая порция топлива впрыскивается в камеру сгорания, где топливо уже горит, выделяя продукты сгорания, вытесняющие кислород и ограничивающие возможности для сгорания следующей порции. В результате топливо сгорает не полностью, повышается его расход, а в выбросах двигателя повышается уровень вредных веществ.
  • Если цетановое число низкое, из-за существенной задержки возгорания время непосредственного горения заметно сокращается. При этом давление в камере сгорания резко возрастает, увеличивая износ двигателя, а со временем приводя к стучащим звукам в силовом агрегате.

Конструкция двигателя рассчитана на определенное цетановое число дизельного топлива, и эти требования нужно точно соблюдать, так как и высокое, и низкое цетановое число может стать проблемой, если двигатель не рассчитан на данный тип топлива.

Стандарт и особенности его соблюдения

В Европе существует стандарт, в соответствии с которым цетановое число не может быть ниже 48.

Соответственно, большинство современных автомобилей, соответствующих данному стандарту, рассчитаны на использование топлива с цетановым числом около 52 ед. При этом данное топливо весьма сложно изготовить с технологической точки зрения.

Отечественные производственные мощности позволяют массово выпускать топливо с показателем не выше 48, что не «дотягивает» до требований двигателей.

Существует ряд способов повышения цетанового числа, самый простой и понятный среди которых – улучшение качества сырья. Однако в отечественных условиях у нефтеперерабатывающих промышленных комплексов доступ к сырью нужного качества или ограничен по финансовым причинам, либо вообще отсутствует. Потому повышение воспламеняемости дизельного топлива таким способом не представляется возможным.

Кроме того, существуют методы повышения уровня очистки продукции. Наиболее простой способ – обработка топлива при помощи серной кислоты или выборочного растворителя с целью уменьшения уровня содержания ароматических углеводов.

Более сложный способ – изменение технологии фильтрации, установка более современного и качественного оборудования.

Оба решения экономически непривлекательны: в первом случае требуются существенные затраты кислоты или растворителя, что удорожает топливо почти в 2 раза при повышении цетанового числа на 3-4 пункта, а во втором случае требуются капитальные инвестиции и длительный процесс реорганизации.

Читайте также:  Технические характеристики и особенности применения моторных масел серии shell helix 5w-30

Цетаноповышающие присадки: простое и выгодное решение

Учитывая сложности и высокую стоимость альтернативных технологий повышения цетанового числа, наиболее эффективной является методика добавления в топливо специальных веществ, — присадок, повышающих скорость воспламенения топлива. К таким веществам относятся в первую очередь алкилнитриты. Более эффективны алкилпероксиды, но из-за их высокой цены массово не используются.

Эффект базируется на образовании свободных радикалов при распаде молекулы алкилнитрита на начальной стадии горения топлива (распадаются связи атома кислорода). Эти свободные радикалы улучшают воспламенение топлива примерно на 2-3 ед. цетанового числа за каждые 0,1% массовой части добавки в топливе.

Основные преимущества применения присадок

Использование цетаноповышающих присадок дает следующие преимущества:

  • Улучшение воспламеняемости (т.е. фактическое повышение цетанового числа)
  • Полное сгорание топлива в камере, что приводит к снижению расхода топлива (до 10%) и повышению КПД работы двигателя. Кроме того, снижается объем выбросов вредных веществ в выхлопе.
  • Ускоряется запуск двигателя при отрицательных температурах.
  • Снижение степени износа дизельного двигателя, замедление процесса засорения форсунок. Срок работы двигателя продлевается на несколько тысяч часов работы.
  • Улучшение эксплуатационных характеристик силового агрегата: снижается уровень шума, двигатель работает более плавно и стабильно.
  • Повышение мощности двигателя.

Присадки могут добавляться централизовано, в процессе изготовления топлива или на АЗС, с целью повышения эксплуатационных характеристик продаваемого дизельного топлива. Кроме того, возможно самостоятельное добавление присадки автомобилистами после заправки, но при этом важно точно рассчитать объем присадки.

Источник: http://inntt.ru/blog/toplivo/tsetanopovyshayushhie-prisadki-zametnoe-uluchshenie-vosplamenyaemosti-dizelnogo-topliva/

Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей, работающих на дизельных топливах

Коротких Ю. С., Пуляев Н. Н. Влияние цетаноповышающих присадок на работу двигателей, работающих на дизельных топливах [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 91-94. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10625/ (дата обращения: 22.02.2019).



The article describes the impact of the application technopolises of additives on the diesel engines.

Keywords: Euro-6, Euro-5, hazardous substances, diesel fuel, cetane number, additives cyanopolyyne

С развитием автомобилестроения и ужесточением экологических требований к транспортным средствам производство современных дизельных топлив становится невозможно без применения разнообразного количества присадок с целью обеспечения требуемого уровня их эксплуатационных свойств [1].

Так, с 1 января 2016 года в Евросоюзе действует топливный стандарт Евро-6, требования которого ужесточают содержание вредных веществ в отработавших газах (таблица 1).

Обратите внимание

Россия отстает от Евросоюза с введением нормы Евро-6, так как в данный момент проходит внедрение Евро-5, который номинально введен в нашей стране с 1 января 2014 года, а обязательным стал лишь с 1 января 2016 года [2].

Таблица 1

Требования ккачественным показателям дизельного топлива

Характеристика дизельного топлива Единица измерения Нормы вотношении
Класс 2 Класс 3 Класс 4 Класс 5
Массовая доля серы, не более мг/кг (ppm) 500 350 50 10
Массовая доля полициклических ароматических УВ, не более % 11 11 8
Цетановое число, не менее 45 51 51 51
Цетановое число для холодного и арктического климата, не менее 47 47 47
Предельная температура фильтруемости, не выше для холодного климата % -20 -20 -20 -20
для арктического климата -38 -38 -38 -38
Смазывающая способность, (диаметр пятна износа), не более мкм 460 460 460 460

Высокооборотные дизельные двигатели современных автомобилей, рассчитаны на топливо с цетановым числом 51–55 единиц, то есть на горючее, соответствующее стандарту «ЕВРО». Однако мощности отечественных нефтеперерабатывающих заводов не позволяют изготавливать топливо с таким цетановым числом.

В таблице 2 приведены значения цетановых чисел дизельных топлив, которые производятся на ряде нефтеперерабатывающих заводов РФ [3, 4].

Таблица 2

Значения цетановых чисел дизельных топлив некоторых НПЗ РФ

Производитель Цетановое число
ОАО «Уфимский НПЗ» 50
ОАО «Куйбышевский НПЗ» 50
ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» 48
ЗАО «Рязанская НПК» 48
ОАО «Орскнефтеоргсинтез» 48

Из таблицы следует, что значения цетановых чисел дизельных топлив, производимых в настоящее время нефтеперерабатывающими заводами, не отвечают требованиям Европейского стандарта ЕN-590, согласно которому значение цетанового числа не должно быть менее 51,0 ед.

«Недостаток» цетанового числа по всем заводам страны в среднем составляет 2–3 ед. Его повышение на 2 ед. достигается введением в топливо до 0,1 % масс. промотора воспламенения.

В связи с этим, для дизельных топлив большое значение имеют присадки, повышающие их цетановое число.

Цетаноповышающие присадки или промоторы воспламенения — вещества органического происхождения, позволяющие уменьшить период задержки самовоспламенения топливной смеси [5].

В РФ разрешены к применению импортные цетаноповышающие присадки Kerobrisol EHN, Paradine-668, DII-3, Dodicet 5073, ADX 743, а также отечественные 25 присадки Миакрон-2000, Цетамикс и ЦГН [6]. Основным действующим веществом этих присадок является нитраты.

В настоящее время на рынке представлен достаточно широкий ассортимент цетаноповышающих присадок, основу которых составляют пероксиды и нитраты алифатических или циклических спиртов, а также парафины [6].

Присадки на основе пероксидов имеют, как правило, высокую стоимость, но при этом являются более экологичными и безопасными в отличие от использования нитратов. Эффективность присадок на основе нитратов и пероксидов практически одинакова, хотя пероксиды по эффективности уступают нитратам.

Недостатками присадок на основе пероксидов являются присущая им невысокая стабильность и повышенное смолообразование содержащих их топлив [6].

Важно

Увеличение цетанового числа с 45 до 51 единицы привело к изменениям в топливной системе дизельного двигателя одновременно с уменьшением выброса вредных веществ за счет более полного сгорания горючей смеси. Увеличение цетанового числа также поддерживает более мягкое горение и снижение дымности отработанных газов [5].

Цетаноповышающие присадки действуют на начальных стадиях процесса горения за счет легкого распада их молекул. При распаде молекул, входящих в состав промоторов воспламенения нитратов или пероксидов, по связям O-O и O-N с энергией активации около 150 кДж/моль, образуются свободные радикалы, которые инициируют воспламенение топлива.

Однако, на основании результатов проведенных исследований, при добавлении промоторов воспламенения в дизельное топливо может увеличиваться значение диаметра пятна износа на 15–24 % [6], то есть происходит ухудшение смазывающей способности дизельного топлива.

Этот эффект объясняется тем, что цетаноповышающая присадка обладает повышенными окислительными свойствами, которые уменьшают период задержки воспламенения топлива. Попадая в зону трения продукты реакции окисления вызывают повышенный износ пары трения [7]. В связи с этим, для улучшения противоизносных свойств дизельного топлива необходимо введение противоизносной присадки [6].

Для производства дизельного топлива ЕВРО по ГОСТ Р 52368 на российских НПЗ используются как отечественные, так и зарубежные противоизносные и цетаноповышающие присадки.

Нередко в одном пакете содержатся присадки разных фирм. Поэтому вопросы их совместимости в топливе также имеют большое значение [8].

В состав дизельного топлива рекомендуется вводить цетаноповышающие и противоизносные присадки в количестве 0,1–0,3 % масс [8].

При добавке алкилнитратов повышение цетанового числа составляет 2–3 единицы на каждые 0,1 % добавки и тем выше, чем выше цетановое число исходного топлива [9].

Совет

Однако повышение цетанового числа не может быть безгранично, так как при его увеличении больше 60 снижается полнота сгорания топлива, возрастает расход топлива и дымность выхлопных газов.

В состав присадок к дизельному топливу могут входить вещества, опасные свойства которых для окружающей среды недостаточно изучены, поэтому важным аспектом использования присадок является их непосредственное влияние на окружающую среду.

Это получило свое отражение в специальной технической документации, сопровождающей присадки при их реализации: паспортах качества и паспортах безопасности.

С целью безопасного обращения при производстве, транспортировке, хранении компонентов, входящих в состав присадок, самих присадок и дизельных топлив, содержащих эти присадки, в паспорте безопасности в числе прочих присутствуют разделы «Информация по экологии» («Экотоксичность») и «Указания по утилизации».

При всем при этом цетановое число должно отвечать требованиям двигателя. Необходимо учитывать его быстроходность, конструкции камеры сгорания, степень сжатия и размер цилиндров. Несоответствие цетанового числа приводит к снижению надежной работы двигателя, его быстрому износу.

Литература:

  1. Лунева В. В., Пуляев Н. Н. и др. Исследование химической стабильности современных дизельных топлив с улучшенными экологическими характеристиками // Международный технико-экономический журнал. — 2015. — № 5. — С. 84‑88.
  2. Коротких Ю. С. Экологический стандарт Евро-6 в Европе и России. // Управление рисками в АПК. 2016. № 1. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.agrorisk.ru/#!korotkih-1/lsuyi
  3. Митусова Т. Н. Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству // Мир нефтепродуктов. — 2009. — № 9–10. — С. 6–16.
  4. Влияние присадок на показатели качества дизельного топлива. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smu.rusoil.net/pages/7081/apnt12.pdf.
  5. Буров Е. А. Исследование эффективности действия функциональных присадок в дизельных топливах различного углеводородного состава: дисс. … канд. хим. наук: 02.00.13. Защищена 2015. — Москва, 2015.

Источник: https://moluch.ru/conf/tech/archive/166/10625/

Цетаноповышающие присадки в дизельные топлива

Немного теории

Одной из важнейших характеристик дизельного топлива является его цетановое число.

 Цетановое число – это характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки горения рабочей смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения). Чем выше цетановое число, тем меньше задержка и тем более спокойно и плавно горит топливная смесь.

 Цетановое число численно равно объёмной доле цетана (С16Н34, гексадекана), цетановое число которого принимается за 100, в смеси с α-метилнафталином (цетановое число которого, в свою очередь, равно 0), когда эта смесь имеет тот же период задержки воспламенения, что и испытуемое топливо в тех же условиях.

 Когда дизельное топливо характеризуется такой же воспламеняемостью, определённой на опытном двигателе, что и модельная смесь этих двух углеводородов, цетановое число данного топлива считается равным % доли цетана в этой смеси. Чем оно больше, тем лучше воспламеняемость смеси при сжатии.

 Иными словами:

Обратите внимание

 Чем выше цетановое число топлив, тем быстрее топливо воспламеняется и тем меньше период задержки воспламенения. Но при слишком высоком цетановом числе этот период слишком мал, и на подготовку горючей смеси времени недостаточно.

В результате топливо впрыскивается в уже горящую смесь, содержащую продукты сгорания, которые затрудняют доступ кислорода к новым порциям топлива. Это ведет к увеличению доли несгоревшего топлива в эмиссионных газах, и их общей токсичности, повышенному расходу топлива.

При малом цетановом числе, напротив, продолжительность задержки воспламенения велика и смесь хорошо подготавливается, зато меньше времени остается на собственно горение.

При этом горение происходит интенсивнее и сопровождается быстрым нарастанием давления в камере сгорания, что, в свою очередь, приводит к повышенному износу цилиндро-поршневой группы и механизма газораспределения, стуку в работе двигателя.

 Цетановое число должно отвечать требованиям двигателя. Обязательно нужно учитывать его быстроходность, конструкции камеры сгорания, степень сжатия и диаметр цилиндров. Несоответствие цетанового числа приводит к нарушению работы, повышенному износу и снижению надежности работы двигателя в целом.

 Фактическое состояние рынка

 Высокооборотные двигатели, использующиеся в современных автомобилях, рассчитаны на дизельное топливо с цетановым числом 51-53 единицы, то есть на горючее, соответствующее стандарту «ЕВРО» (согласно европейским стандартам минимально допустимое значение цетанового числа 48). Однако мощности НПЗ стран СНГ позволяют изготавливать топливо с максимальным цетановым числом лишь 45 – 48 единиц.

 Пути повышения цетанового числа

 1) Использование высококачественного исходного сырья, что ограничивается некоторыми обстоятельствами, основное из которых – доступ к сырью необходимого качества и его стоимость

 2) Углубление очистки дистиллятов. Это происходит:

– либо путем понижению содержания ароматических углеводородов в топливе с помощью серной кислоты или селективного растворителя и требует значительных расходов серной кислоты для заметного влияния на повышение цетанового числа дизельных топлив,

– либо путем совершенствования технологического процесса, что требует высоких капиталозатрат (приобретение оборудования, разработка технической и проектной документации и т.п.), временных затрат, остановки технологического процесса

Читайте также:  Особенности замены моторного масла на автомобилях «toyota rav4»

 3) Использование цетаноповышающих присадок

Введение в дизельное топливо цетаноповышающей присадки приводит к улучшению воспламеняемости топлива, обеспечивает полноту сгорания, уменьшая тем самым выбросы вредных веществ в атмосферу, облегчает запуск двигателя в зимних условиях.

В качестве цетаноповышающих присадок применяют алкилнитриты и в опытном масштабе органические алкилпероксиды (ди-трет-бутилпероксид).

Алкилпероксиды имеют ряд неоспоримых преимуществ перед алкилнитритами, но в 2-3 раза дороже и поэтому широкого применения пока не находят.

Важно

 Цетаноповышающие присадки действуют на начальных стадиях процесса горения за счет легкого распада их молекул.

При распаде молекул, входящих в состав промоторов воспламенения нитратов или пероксидов, по связям О-О и О-N с энергией активации около 150 кДж/моль, образуются свободные радикалы, которые инициируют воспламенение топлива.

  При добавке алкилнитратов повышение цетанового числа составляет 2-3 единицы на каждые 0,1% добавки и тем выше, чем выше цетановое число исходного топлива.

За рубежом из цетаноповышающих присадок наиболее широко используется 2-этилгексил нитрат (под различными торговыми марками) из группы алкилнитритов.

 Что дает цетаноповышающая присадка

Ввод присадки влияет на три основных вида характеристик топлива: эксплуатационные, экологические и потребительские. Применение таких присадок дает возможность:

– уменьшения степени засорения форсунок

– уменьшения шумность и жесткость работы двигателя;

– повышения КПД (коэффициент полезного действия) дизельного двигателя;
– увеличение степени сгорания, что приводит к значительному сокращению выбросов, снижению образования черного дыма, полициклических ароматических углеводородов, альдегидов.

– сокращения образования  и выброса выхлопных белых дымов

– экономии топлива на 5–10%.

– увеличения цетанового числа до 6 единиц;

– более мягкой и спокойной работы двигателя;

– повышения мощности и снижения потребности к переходу на меньшие обороты;

– оптимизации воспламеняемости топлива;

– облегчения зимнего пуска;

– уменьшения расходов на техобслуживание и продления срока службы двигателя

 Применятся цетаноповышающие топливные присадки могут как на нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах и АЗС, так и владельцами авто в личном пользовании. Автолюбителям рекомендуется добавлять присадку при каждой заправке дизельного топлива. Существуют специальные таблицы, позволяющие рассчитать, какое количество присадки необходимо добавить в бак.

Источник: http://chimservice.ru/stati/1610

О присадках для дизтоплива. их виды и назначения

Главная  ❯  Статьи  ❯  Почему качество дизтоплива во многом определяется присадками?

Оглавление:

Почему присадки становятся все нужнее?

Промоторы воспламенения

Депрессоры и диспергаторы парафинов

Противоизносные и смазывающие присадки

Моющие и антинагарные присадки

Ассортимент присадок для дизельного топлива значительно шире, чем для бензина. Это обусловлено более сложной структурой и химическим составом дизтоплива. Кроме того дизельный двигатель по сравнению с бензиновым мотором испытывает при работе большие механические и тепловые нагрузки.

Почему присадки становятся все нужнее?

Дизельное топливо по сравнению с бензином имеет более сложный химический состав, причем свойства его компонентов могут отличаться очень сильно, и по-разному реагировать на внешние факторы, условия эксплуатации и хранения.

К тому же, с годами усложняются условия добычи нефти, которую приходиться добывать в отдаленных районах и с больших глубин. Все это сказывается на ее составе и свойствах, которые могут сильно отклоняться от стандарта.

По этим и другим причинам сегодня на рынке находится множество средних дистиллятов нефти, чуть не дотягивающих до нормы по некоторым показателям, и вот как раз здесь уместно применение присадок для дизтоплива для улучшения их качества.

Совет

Поэтому присадки для повышения цетанового числа, депрессорно-диспергирующего и противоизносного типа применяются везде, не исключая и Россию, для производства топлив на НПЗ, при хранении на нефтескладах и использовании в автопредприятиях.

Причем, необходимость в присадках, как по количеству, так и ассортименту, еще усугубилась из-за массового наплыва дизельных иномарок. Все это породило возросшие требования к продукции НПЗ, заставив их выпускать качественный товар, отвечающий условиям Евро – 4 и 5, а сделать это без присадок невозможно.

Промоторы воспламенения

Эта классическая присадка используется давно и повсеместно. Но особенно велика ее доля в странах с жесткими требованиями в отношении ЦЧ. Как известно, оно связано с воспламеняемостью дизтоплива, определяемого временным промежутком между впрыском горючего в цилиндр и началом горения.

Цетаноповышающие присадки снижают время задержки воспламенения, обеспечивают равномерное и полное сгорание дизтоплива, плавность работы мотора, облегчают запуск, улучшают экологию выхлопа и снижают расход горючего 6±1%.

В условиях НПЗ и нефтебаз цетаноповышающие присадки вводят для увеличения ЦЧ дизтоплива до 45 (ГОСТ 305-82) и 51 (EN 590).

Дозировка зависит от исходного ЦЧ и требуемого значения. Обычно добавка 1 кг присадки на 1тонну дизтоплива повышает ЦЧ на 3 – 4 пункта. На НПЗ данную присадку добавляют в виде раствора прямо в поток топлива при температуре не менее +5°С.

В России много производителей данной присадки. Одной из лучших является продукт Бийского олеумного завода «Экоцетол». При его регулярном использовании продлевается ресурс топливной аппаратуры до 20%.

Экоцетолом пользуются:

Промоторы воспламенения выпускает и ООО «Компания Топливный Регион»:

  • Difron H 372
  • Dodicet 5073
  • Koerobrisol EHN
  • Difron 501 D (активатор горения).

Известной цетаноповышающей присадкой к дизтопливу является Миксент 2000 полностью российский продукт. Она, помимо увеличения ЦЧ, также уменьшает вредность выбросов, снижают шумность двигателя, препятствует образованию отложений на форсунках и в камерах сгорания, увеличивает время эксплуатации двигателя.

Эта присадка, представляющая собой 2-этилгексилнитрат (С8Р17NO3), разработана российскими учеными ГК «Миксент» из отечественного сырья с учетом особенностей нефти, добываемой на российских месторождениях, поэтому она лучше подходит для местного дизтоплива, чем импортная присадка.

Она отличается от аналогов стабильностью состава, заметностью увеличения ЦЧ и малостью отрицательных побочных эффектов.

Обратите внимание

ООО «Прогрессивные решения» выпускает цетаноповышающую присадку «Procetan C451». Она является аналогом импортных присадок Paradyne-668 (Exxon), Kerobrizole EHN (BASF), Dodycet 5073 (Clariant), HiTec 4103W (Ethyl), ADX 743 (Lubrizol) и прочих, почти ни в чем, не уступая им. Ее дозировка зависит от фракций топлива и исходного значения ЦЧ и обычно равна 0,1 – 3,5 мг/кг.

Цетаноповышающая присадка ТОТЕК Цетан МАКС 600 (супер формула) от компании «Топливные технологии ТОТЕКтм относится сегодня к самым современным топливным присадкам для регулирования процесса горения в дизельных моторах.

Она успешно прошла испытания на отечественных и иностранных авто (MAN, Volvo, Iweko, Scania, MAZ, KamAZ, GAZ, Toyota, Ford, BMW и т. д). Многие владельцы легковых авто с дизельным двигателем также постоянно применяют ее. Причем качество продукта настолько высокое, что водители, взявшие один флакон на пробу, потом постоянно им пользуются и не испытывают никаких проблем.

НПО «ХимТэк» производит цетаноповышающую присадку Kerobrisol EHN. Дозировка присадки составляет 0,2 – 2 г/кг и зависит от исходного ЦЧ и его значения, которое требуется достичь.

Депрессоры и диспергаторы парафинов

Потребность в депрессорно-диспергирующих присадках за последнее время заметно возросло. Но присадки, производимые в России, занимают малую долю рынка. Эти присадки снижают температуру застывания топлива при длительном сроке хранения и предотвращают выпадение парафинов. Их еще называют антигелями.

Депрессоры нужны при эксплуатации двигателя при температурах -30±10оС, когда топливо загустевает и забивает фильтры. Эти присадки снижают температуру застывания ДТ. Но их нельзя применять при длительном хранении топлива, т. к. они не предотвращают расслоения топлива в баке.

При долгом хранении топливо расслаивается: керосиновые фракции всплывают наверх, а парафины опускаются на дно. На таком топливе мотор работает нестабильно, если в него не добавлять диспергатор, который не дает оседать парафинам, и распределяет их равномерно по всему объему ДТ.

Доза депрессорно-диспергирующих присадок составляет 200-1000 грамм на тонну вводом в растворе непосредственно в трубу с дизтопливом при температуре от +30±10°С. Оптимум дозировки равен 500 г/т, что снижает температуру фильтруемости ДТ на 10 – 15°С, а температуру застывания – на 15 – 20°С.

ООО НПФ «Депран» производит депрессорную присадку серии «ДМН», которая модифицирует строение кристаллов парафина. Она также улучшает текучесть сырой нефти, так что ее можно транспортировать по нефтепроводам без риска застывания.

Результаты теста антигеля АГАТ-АВТО не соответствуют заявлениям производителя ООО «Агат-Авто». Температура застывания понижается всего на 4°C и составляет –19°С, но дизельный двигатель чутко реагирует и на температуру предела фильтруемости, норматив которого при добавке этого вещества не изменился и составил -4°C. Температура помутнения также осталась прежней – -5°C.

Важно

В отзывах предлагают заливать в топливо больше этой присадки и предполагают, что это, возможно, повысит эффективность средства.

Большой ассортимент депрессорно-диспергирующих присадок выпускает ООО «Компания Топливный Регион»:

  • Difron 357;
  • Difron 389;
  • Difron 3319;
  • ДДП-Антигель;
  • Infineum R442M;
  • Dodiflow 5416;
  • Keroflux 3501;
  • Difron 31;
  • Keroflux ES 6100.

Хорошие отзывы поступают о депрессорно-диспергирующей присадке «Proflow 8203W». Из-за высокой растворимости она может дозироваться прямо в топливо без разбавления при температуре выше +40 °С. При более низких температурах нужно разбавить сольвентом нафтой или керосином при активном перемешивании.

Дозировка присадки для получения нужного эффекта изменяется от 500 до 2000 ppm и зависит от состава топлива.

Неплохим качеством обладает продукция НПО «ХимТэк». Так, антигель ANTIPARAFIN 7500 заметно повышает свойства средних дистиллятов при низких температурах. Он также намного снижает предел температуры фильтруемости и температуры замерзания нефтепродуктов.

Присадка-депрессор Keroflux 6100 добавляет текучести средним дистиллятам в морозы. Она модифицирует кристаллизацию высших парафинов. Присадка не дает кристаллизоваться парафинам в связанную сеть, что намного опускает предел температуры фильтруемости и замерзания дизтоплив. Этой же цели служит и продукт Dodiflow 5416.

С помощью присадки Infineum R442M можно придать кристаллам парафина другую форму и, тем самым, улучшить рабочие свойства дизтоплива, снизить предел температурной фильтруемости и уровень осадки парафина в ДТ во время хранения ниже температуры помутнения. В отдельных топливах осаждение парафина совсем прекращается, в других – задерживается на ряд суток.

Keroflux 3501 способствует улучшению низкотемпературных свойств средних дистиллятов, действуя в качестве модификатора кристаллов по отношению к высокомолекулярным парафинам. При его наличии не образуется когерентная кристаллическая решетка, составленная тяжелыми парафинами и, поэтому показатель CFPP средних дистиллятов намного падает.

Keroflux 3614 является диспергатором парафинов, уменьшая кристаллические частицы, в т. ч. используя электростатические силы.

Присадка CHIMTEC 77 разрабатывалась специально для дизтоплив, произведенных на российских НПЗ. Она намного понижает порог температуры фильтруемости и температуры замерзания горючего и иных средних дистиллятов.

Противоизносные и смазывающие присадки

Спрос на данные продукты быстро растет из-за ужесточения показателя содержания серы в горючем. Они обычно служат добавкой в малосернистые дизтоплива, чтобы защитить топливную аппаратуру, инжекторное оборудование и насосы высокого давления от быстрого выхода из строя.

Если в дизтопливе содержится серы меньше 0,05% согласно нормам EN590, то введя 50 – 250 мл/м3 можно уменьшить диаметр пятна износа на стенде HFRR до 460 μм.

Доза от 0,05 до 0,25 кг на тонну, добавляется в растворе прямо в дизтопливо. На практике величина дозировки связана с составом средних дистиллятов нефти – температуры помутнения, фракционного состава, типа и количества парафинов и т. д.

Совет

Противоизносная присадка «Байкат» от ОАО «АЗКиОС» улучшает смазочные свойства малосернистых топлив и является улучшенным аналогом зарубежных присадок фирм «Lubrizol», «Clariant» и отечественного продукта «Каскад-5».

В 2010 г. эту присадку испытывали в независимом европейском центре APL GmbH по методам DGMK и CEC F-098 «Испытание на закоксовывание форсунок». По данным испытаний продукт «Байкат» не закоксовывает форсунки при дозе 0,5 г/кг.

Тогда же эта присадка была награждена дипломом «Золотой знак», как победитель конкурса «За производство российской продукции высокого качества» выставки «100 лучших товаров России».

ООО «Компания Топливный Регион» производит ряд моделей противоизносно-смазывающих присадок: Difron LT 345, Dodilube 4940, HiTEC 4140А, Kerokorr LA 99С. ООО «Прогрессивные решения» славится аналогичным продуктом «Prolub 353», являющимся аналогом импортных присадок Kerokorr LA 99C (BASF), Dodilube 4940 (Clariant), HiTec 4140 (Ethyl), Infineum R 690 (Lubrizol).

Противоизносная присадка «LCA 300» улучшает смазывающие свойства низкосернистых дизельных топлив. Пройдены тесты APL-lab, BP no-harm list и получены хорошие оценки от компаний:

  • «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»;
  • «Газпромнефть» — Московский НПЗ;
  • «КИНЕФ»;
  • «АНК «Башнефть, Башнефть – УНХ».
Читайте также:  Особенности применения и технические характеристики моторных масел mazda 5w-30

ООО «Новокуйбышевский завод масел и присадок» ежегодно выпускает 2300 т противоизносной присадки Комплексал-ЭКО «Д». Она была испытана вместе с дизтопливом Евро-5 в условиях международного центра испытаний APL-Landau GmbH в Германии и внесена немецким филиалом ВР в европейский список «no-harm» Liste für Lubricity-Additive. Присадка пригодна для применения вместе с дизтопливом Евро-5.

Качественная смазывающая присадка Kerokorr LA 99 C выпускается НПО «ХимТэк» для использования вместе с низкосернистыми дизельными топливами с малым количеством ароматических веществ, распространенных теперь повсюду, дополнительно защищает инжекторное оборудование и топливные насосы.

Моющие и антинагарные присадки

Данные присадки разрабатываются, но пока применяются в ограниченных объемах. Моющими изделиями удаляются отложения, образующиеся в цилиндрах при их работе. Они также способствуют уменьшению токсичности выхлопных газов и расходу топлива, увеличивают мощность и крутящий момент двигателя.

Помимо главных видов присадок к дизтопливу также находится дело для ингибиторов коррозии, антидымным присадкам и т. д. Так, ООО «Компания Топливный Регион» обеспечивает всех многофункциональными пакетами (моющими, смазывающими, антидымными): Difron 7113 и Keropur DP 604T.

Источник: http://www.promitey-dt.ru/prisadki-k-diztoplivu.html

Реактивные топлива (Присадки к реактивным топливам) | Нектон Сиа

11.04.2012

Для отечественных реактивных топлив допущено ограниченное число присадок: антиокислительная (Агидол-1), противоизносные (ДНК — дистиллированные нефтяные кислоты и Хайтек-580 фирмы «Этил»), антистатическая (Сигбол), противоводокристаллизационные (ПВК) — жидкости И, ТГФ, ТГФ-М. Это объясняется высокими требованиями, предъявляемыми к присадкам, и чрезвычайно дорогостоящими и длительными испытаниями присадок для принятия решения о допуске.

Основные требования, предъявляемые к присадке для реактивных топлив: она должна быть высокоэффективной, т.е. вводиться в малых концентрациях и при этом не ухудшать качество топлива по остальным показателям, сохранять свою эффективность длительное время как в чистом виде, так и в растворе топлива.

Антистатические и противоводокристаллизационные присадки общего назначения допущены практически для всех топлив, антиокислительные и противоизносные — только для топлив РТ, Т-8В, Т-6, полученных гидрогенизационными процессами, для сохранения высокого уровня эксплуатационных свойств.

Противоводокристаллизационные присадки вводятся в топливо для предотвращения образования кристаллов льда и растворения инея (до 0,3% в зависимости от температуры топлива) непосредственно на местах при заправке самолета.

В качестве таких присадок широко используют этилцеллозольв (жидкость «И») по ГОСТ 8313-88, тетрагидрофурфуриловый спирт (ТГФ) по ГОСТ 17477-86 и их 50%-ные смеси с метанолом (присадки И-М и ТГФ-М).

Обратите внимание

Их вводят преимущественно в зимнее время, а летом — в тех случаях, когда продолжительность полета самолета превышает 5 ч и топливо успевает охладиться до отрицательных температур.

Присадки такого типа широко применяют за рубежом.

Антиокислительные присадки (ингибиторы окисления) вводят только в гидроочищенные топлива, поскольку при гидрогенизационной обработке из топлив удаляются природные антиокислители — гетероатомные соединения.

Для повышения химической стабильности гидрогенизационных топлив (РТ, Т-8В, Т-6) антиоксиданты вводят в топлива на местах производства. В России для этих целей применяют присадку Агидол-1 (2,6-ди-трет-бутил-4-метилфенол) по ТУ  385901237-90 в концентрации 0,003-0,004% (мас.доля).

В таких концентрациях он полностью предотвращает окисление гидрогенизационных топлив, в том числе при повышенных температурах (до 150-160С).

Антиокислительные присадки широко применяют за рубежом. В соответствии с сертификатом на топливо допущен к применению большой перечень антиоксидантов, в том числе аналог присадки Агидол-1 — присадка «ионол». По эффективности действия они равнозначны.

Противоизносные присадки предназначены для восстановления смазочных свойств топлив, подвергнутых гидрогенизационной обработке. Их вводят в топлива на НПЗ вместе с антиокислительной присадкой Агидол-1.

В качестве противоизносных рекомендованы присадки Сигбол (ТУ 38.101741-78) и композиция присадок Сигбол и ПМАМ-2 (полимекрилатного типа, ТУ 601407-69).

Присадка Сигбол по эффективности значительно превосходит присадку ПМАМ-2.  Противоизносные свойства присадки Сигбол заметно проявляются уже при ее содержании в топливе, равном 0,0005% (мас.доля).

Однако повышенное содержание [св. 0,0005% (мас.доля)] присадки Сигбол приводит к возрастанию электропроводности (>1000 пСм/м) и влияет на работу топливоизмерительной аппаратуры на борту самолета.

Композиция присадок: 0,008% ПМАМ-2 и 0,0005% Сигбол обеспечивает хорошие противоизносные свойства гидроочищенных топлив при отсутствии электризации, свойственной присадке ПМАМ-2. Реактивное топливо с такой композицией присадок было принято как резервное.

Важно

В качестве противоизносной применяется присадка «К» кислотного типа (ГОСТ 13302-77), которая по эффективности противоизносных свойств соответствует присадке Сигбол.

Присадка «К» допущена в реактивные топлива в содержании 0,001-0,004% (мас.доля).

При таком содержании кислотность топлив, полученных с использованием гидрогенизационных процессов, не превышает 0,7 мг КОН/100см3, что не влияет отрицательно на другие эксплуатационные свойства топлив.

Топливо РТ (ГОСТ 10227-86) с этой присадкой нашло широкое применение как в нашей стране, так и за рубежом.

В последние годы для улучшения противоизносных свойств топлив РТ, Т-6 и Т-8В ввиду временного дефицита противоизносной присадки «К» допущена в качестве альтернативной в содержании 0,003-0,0035% (мас.доля) зарубежная присадка Хайтек-580 фирмы «Этил».

Наличие в топливе присадки «К» косвенно контролируется регламентированным в ГОСТах на топлива нижним пределом кислотности.

Так, установленные в ГОСТ 10227-86 на топливо РТ нижние пределы кислотности 0,4 мг КОН/100 см3 и 0,2 мг КОН/100 см3 гарантируют обеспечение требуемых противоизносных свойств топлива в случае применения присадки «К» соответственно в содержании 0,004 и 0,001% (мас.доля).

В отличие от присадки «К» присадка Хайтек-580 имеет меньшее кислотное число, вследствие чего значение кислотности топлива РТ при ее введении находится в пределах точностных характеристик метода определения кислотности по ГОСТ 5985-79.

Для отечественных топлив в случае применения в качестве противоизносной присадки Хайтек-580 нижний предел по кислотности является не браковочным, а противоизностные свойства гарантируются количеством введенной присадки (мас.доля 0,003-0,0035%).

Антистатические присадки.

Существование реальной опасности воспламенения в результате разрядов статического электричества при заправке товарных авиационных топлив, не защищенных специальными присадками, подтверждено отечественной и зарубежной практикой эксплуатации авиационной техники. Непредсказуемость процесса создает потенциальную возможность взрыва при перекачке в любой момент.

Антистатические присадки, повышая электропроводность топлива, не просто уменьшают опасность от возникновения зарядов, а всецело исключают ее.

Эти присадки уникальны тем, что обеспечивают и гарантируют эффект ничтожно малыми количествами — до 10% (мас.доля).

Применение антистатических присадок позволяет снять ограничения по скорости налива. По зарубежным данным она может быть увеличена с 1000 до 9000 л/мин в один бак, что принципиально важно при обслуживании международных авиалиний (аэропортов) с большой пропускной способностью. Не менее важно это и при заправке танкеров реактивным топливом и другими светлыми нефтепродуктами.

Совет

Если присадка не добавлялась в топливо на заводах, то она добавляется непосредственно в порту при осуществлении погрузочно-разгрузочных операций в емкости танкера или берегового резервуара.

Присадку добавляют даже в печное топливо для ускорения грузовых операций.

Введение антистатических присадок в углеводородные жидкости повышает общий уровень пожаровзрывобезопасности при любых сливоналивных работах с ними, поэтому антистатические присадки широко используют и при работе с легкими растворителями во многих отраслях промышленности.

В качестве антистатических присадок для авиационных топлив за рубежом нашли широкое применение присадки: ASA-3 (фирма «Шелл») и Стадис-450 (фирма «Дюпон»).

С 1983 г. зарубежными спецификациями предусмотрено обязательное введение антистатической присадки в топлива ДЖЕТ А-1 и ДЖЕТ-В.

В нашей стране разработана антистатическая присадка Сигбол (ТУ 38.101741-78). Это единственная присадка, допущенная к применению в отечественных реактивных топливах. Топливо с присадкой Сигбол прошло широкомасштабные испытания на авиационных двигателях.

Многолетняя практика эксплуатации авиатехники при использовании топлива с присадкой Сигбол не выявила каких-либо особенностей в эксплуатации, либо неисправностей авиатехники, связанных с применением присадки. Присадка Сигбол допущена в качестве антистатической в концентрации не более 0,0005% (мас.

доля) практически во все топлива: РТ, ТС-1, Т-2 (ГОСТ 10227-860) и топливо Т-8В (ТУ 38 101741-78). Такая концентрация обеспечивает необходимый уровень  электропроводности топлива.

Для топлив, содержащих присадку Сигбол, установлена норма по электропроводности: от 50 (при температуре заправки) до 600 пСм/м (при 20С). Для зарубежных топлив, содержащих антистатические присадки, этот диапазон составляет 50-300 пСм/м. Нижний предел гарантирует безопасность перекачки,  верхний — нормальную работу топливоизмерительной аппаратуры.

Обратите внимание

Присадка Сигбол представляет комплексное соединение на основе соли органической кислоты и полимерного компонента в растворе толуола или ксилола.

Антистатическая присадка Сигбол не оказывает отрицательного воздействия на какие-либо физико-химические и эксплуатационные свойства реактивных топлив в содержании до 0,01% (мас.доля) и при этом помимо антистатических значительно улучшает противоизносные и коррозионные свойства.

Антистатическое действие присадки основано на повышении электропроводности топлива, что неизбежно приводит к снижению до нуля всех электрических параметров, характеризующих электризуемость топлива (величину заряда, перенесенного в разряде, электрический потенциал поверхности топлива и др.).

По эффективности антистатического действия присадка Сигбол (независимо от скорости перекачки) не уступает зарубежным.

Определение электропроводности осуществляется отечественным переносным индикаторным цифровым прибором ЭЛ-1В, сопоставимым по точности измерения с приборами аналогичного типа, широко используемыми за рубежом.

Фундаментальные исследования, проведенные на полномасштабном стенде ОКБ им. Туполева, полностью имитирующем систему заправки топливом баков самолета. выполненные под руководством В.Н. Гореловой и В.В.

Малышева, при участии ведущих фирм страны, позволили определить критерии оценки электризуемости топлива, влияние антистатической присадки на электрические параметры топлива, определить характер и эффективности присадок, установить предельные значения электропроводности.

Антистатическое действие присадки Сигбол начинает проявляться при внесении ее в топливо в количестве 10% (мас.доля). При содержании 10% (мас.

Важно

доля) прекращаются не только электрические разряды, но отсутствуют и сами заряды, а потенциал поверхности топлива  в баке снижается с 200 кВ (в исходном топливе) до 10 кВ.

При содержании Сигбола порядка 10% все показатели, характеризующие степень электризации топлива, имеют нулевое значение.

«Следы»(ничтожно малые количества) антистатических присадок не увеличивают опасность от разрядов статического электричества по сравнению с топливами, не содержащими эти присадки. Поэтому перекачка реактивных топлив со «следами» присадки Сигбол осуществляется потребителями топлив с такими же скоростями, как и стандартных топлив, не содержащих антистатических присадок.

Смеси топлив, содержащих и не содержащих присадку Сигбол, также применяются в любых соотношениях без каких-либо ограничений.

Присадка Сигбол совместима со всеми присадками, допущенными к применению в топливах. Выбор концентрации присадки определяется рядом факторов.

При изменении температуры электропроводность топлива с присадкой Сигбол изменяется незначительно. Особенно заметно преимущество Сигбола при фильтрации топлива через фильтры тонкой очистки, топливо с присадкой Сигбол практически не меняет свою электропроводность.

Присадка Сигбол и топливо с этой присадкой являются стабильными структурами и имеют гарантийный срок хранения в металлических емкостях (резервуарах) не менее 5 лет. Электропроводность топлива остается в пределах нормируемого значения.

даже если ее начальное значение близко к нижнему допустимому пределу 80 пСм/м.

Топливо с присадкой Сигбол может транспортироваться в железнодорожных цистернах на большие (св.1000 км) расстояния. При этом электропроводность хотя и претерпевает некоторые изменения, остается в пределах нормируемых значений.

При расчете количества присадки следует учитывать влияние вязкости топлива на электропроводность. При одном и том же количестве присадки электропроводность будет тем выше, чем меньше вязкость. Поэтому восприимчивость топлив различных марок к присадке Сигбол различна.

Совет

Учитывая влияние на электропроводность условий транспортировки, температуры и прочих факторов, рекомендуется вырабатывать топливо с присадкой Сигбол на НПЗ с электропроводностью 150-250 пСм/м.

Оптимальное содержание присадки составляет 0,0001-0,0003% (мас.доля).

Такой уровень электропроводности достаточен, чтобы гарантировать сохранение высоких антистатических свойств топлив при длительном транспортировании и хранении в районах с различными климатическими условиями.

Таким образом, применение топлив с антистатическими присадками является для потребителей самым дешевым способом обеспечения гарантированной безопасности от проявления статического электричества при всех заправочных и перекачивающих операциях.

Источник: https://necton-sea.ru/articles/Reaktivnye_topliva_%28Prisadki_k_reaktivnym_toplivam%29/

Ссылка на основную публикацию