Виды и свойства присадок для моторного масла

Автомобильное масло для двигателя – необходимый продукт, обеспечивающий правильное функционирование системы. Используется для смазки, охлаждения, уменьшения трения, коррозии, передачи давления на комплектующие, вывода продуктов сгорания. Состоит из смеси базового масла и различного вида добавок.

Основы для автомасла

Чтобы ответить на вопрос: «Из чего и как делают машинное масло?» в первую очередь следует рассмотреть виды основ для его создания.

Автомобильные моторные масла делят на минеральные, синтетические и полусинтетические.

Минеральное масло получают из остаточных продуктов нефтепереработки. В результате деления нефти на фракции путем перегонки, получают мазут, из которого далее производится основа для масла. Основным минусом минеральных смазочных материалов является требование к их частой замене и большая вязкость, густота.

В отличие от минерального, производство синтетического моторного масла основано на химическом синтезе углеводородов.

Необходимость в таком виде смазочного материала возникла вследствие того, что минеральное масло обладает рядом ограничений в режиме эксплуатации ДВС.

При запуске, работе, остановке двигателя, перепадах температуры воздуха, масло изменяет свою вязкость, что влияет на эффективность работы и износ двигателя.

Чтобы расширить диапазон применения минеральной базы, производство масел включает смешивание с особыми химическими соединениями, присадками. Однако, это не всегда результативно для мотора, работы в оптимальном режиме.

Синтетические масла производятся с заранее запрограммированными характеристиками. Они лучше сохраняют свои свойства при изменении режима работы. Ведут себя одинаково стабильно при высоких и низких температурах. Дольше сохраняют паспортные свойства в процессе эксплуатации. В результате их реже требуется менять.

Полусинтетические производят путем смешивания минеральной и синтетической основы в пропорциях от 50:50 до 70:30.

По ценам минеральные масла самые дешевые, синтетические самые дорогие, полусинтетические, занимают среднюю ценовую нишу.

Присадки в моторное масло для автомобиля

Химические соединения присадок влияют на вязкость, создают обволакивающую защитную пленку, которая уменьшает износ деталей в результате трения и коррозии. Существующие требования к моторным маслам привели к созданию различных видов смазочных составов.

Так как вязкость напрямую зависит от температуры, возникла необходимость создать летнее и зимнее масло. В жарких климатических условиях масло уменьшает вязкость, становится жидким.

В результате комплектующие двигателя оказываются плохо смазаны, масло сочиться сквозь прокладки. Низкое давление приводит к тому, что стартер не проворачивает, не заводит двигатель.

Изготавливают летнее масло на минеральной и синтетической базе.

При отрицательных температурах вязкость повышается. Зимой, масло заливаемое в двигатель, требует разжижающих присадок. Зимнее масло, как правило, имеет синтетическую основу.

В настоящее время большой популярностью пользуется всесезонное моторное масло. Такой продукт имеет состав, который расширяет границы применимости. В качестве основы применяется синтетика и полусинтетика. И что немаловажно, в этом случае, нет необходимости его менять при смене времен года.

Следующей характеристикой смазочного материала для двигателя, является щелочное число. Горение топлива – это химический процесс окисления. В результате образуются хлопья шлама, которые оседают на металлических стенках. Впоследствии они вызывают коррозию, мешают нормальному скольжению поршней.

Щелочи – лучшие нейтрализаторы кислот. Добавление щелочных присадок не дает возможности оседать продуктам сгорания. Они постоянно находятся во взвешенном состоянии. Чем выше щелочной показатель, тем лучше масло нейтрализует негативное действие окислов. В процессе эксплуатации, число постепенно снижается.

Какое масло лучше для двигателя?

При смене масла необходимо придерживаться главного правила – оно должно быть такое же, как было залито ранее. У разных производителей основа может отличаться характеристиками. Если неизвестно какое было использовано ранее, двигатель следует предварительно промыть.

Понятие лучшего масла для легкового автомобиля – не существует. В зависимости от вида топлива, применяются различные смазочные материалы. Масло для бензинового двигателя не заливают в дизельный двигатель.

Отличные характеристики синтетического масла не делают его лучшим вариантом для старого двигателя с большим пробегом. В этом случае больше подойдет минеральное масло, так как оно характеризуется высокой вязкостью. А для нового двигателя с небольшим пробегом, оптимальным станет полусинтетический смазочный материал.

Высокое значение щелочного числа не требуется для карбюраторного бензинового двигателя. Для дизельных двигателей число должно быть выше и находится в пределах 2 – 5.

Лучшим способом подбора смазочного материала для двигателя будет подбор по стандартизации. Чем точнее подобрано масло в соответствии с конструкцией двигателя, тем лучше будет работать мотор автомобиля.

Классификация масла для двигателей

В настоящее время используются основные виды классификации SAE и API. Масла маркируются буквами и цифрами. Первая буква обозначает для какого типа двигателя оно предназначено.

Вторая буква определяется по году выпуска двигателя. Чем дальше буква по алфавиту, тем новее год выпуска. Буквой W обозначен зимний вид масла.

Цифрами обозначают в каких температурных диапазонах применяется масло.

Существующие стандарты моторных масел по системе API, которые позволяют подобрать масло по следующим характеристикам:

  • вид топлива (для бензиновых двигателей первая буква в названии S, для дизельных – C, универсальное масло имеет двойное буквенное обозначение);
  • год выпуска двигателя (вторая буква в названии для бензиновых С, D, E, F, G, H, J, L, M, для дизельных моторов B, C, D, F, G, H, I).

По оптимальной вязкости определяется международный стандарт SAE. Масло для минусовых температур имеет маркировку W. Диапазонам температур соответствуют следующие цифровые обозначения:

  • 20W – 10-15 градусов со знаком минус;
  • 15W – 15-20 градусов;
  • 10W – 20-25 градусов;
  • 5W – 25-30 градусов;
  • 0W – 30-35 градусов мороза и ниже.

При плюсовых температурах используется следующая цифровая маркировка:

  • 30 – применяется при температурах плюс 20-25 градусов;
  • 40 – 35-40 градусов тепла;
  • 50 – 45-50 градусов;
  • 60 – 50 градусов жары и выше.

Если нет возможности использовать одинаковое масло, то новое нужно приобретать того же производителя. По году выпуска двигателя буквы должны отличаться не более чем на две позиции. Приобретать масло лучше для предыдущих годов выпуска.

Например, если автомобиль с бензиновым двигателем выпущен в 2000 году, то по стандарту ему необходимо масло с маркировкой SJ. В крайнем случае подойдет маркировка SH и SC.

Для чего нужны присадки для моторного масла?

В наше время присадки для двигателя обретают все большую популярность, ведь поддавшись рекламе производителя, многие автовладельцы и правда верят, что они могут помочь улучшить функциональные характеристики силового агрегата транспортного средства.

Наряду с достаточно распространенными присадками в бензин, часто используют и присадки в моторное масло, которых на полках специализированных магазинов представлено немалое количество.

Естественно, что такая ситуация значительно усложняет выбор, а ошибаться в нем крайне нежелательно, так как неправильно подобранная присадка в конечном итоге лишь навредит мотору.

В данной статье мы расскажем о преимуществах такой продукции, правилах ее применения, а также рассмотрим основные группы присадок, которые представлены на современном авторынке.

1. Преимущества присадок для моторного масла

Присадка (или как ее еще называют – «добавка») в моторное масло – это специально разработанный состав, призванный повышать характеристики автомобильного двигателя и производить мелкий незаметный («косметический») ремонт его составляющих частей или предотвращать возможное появление проблем.

Если верить создателям данного продукта, то его действие основывается на том, что химически активные микрочастицы вместе с маслом проникают в рабочую смесь мотора и обеспечивают вышеупомянутый эффект.

Якобы благодаря своим свойствам они могут создавать тонкий слой налета, предотвращающий чрезмерное трение рабочих поверхностей и сохраняющий вязкость масла в условиях высоких температур.

Кроме того, присадки также выполняют функцию герметика и могут устранять протечку на сильно изношенном моторе.

Правда, надо сказать, что многие автовладельцы до сих пор достаточно скептически относятся к таким «помощникам», а их аргументация против использования присадок базируется на утверждении, что качественное моторное масло и так, безо всяких добавок, уже обладает всеми необходимыми свойствами, в том числе моющими или смягчающими трение деталей. Отчасти они правы… Однако не стоит забывать, что ни одно моторное масло не может сотворить чудо, и дело тут не только в его составе, но еще и в действиях самого автовладельца, ведь часто мы ориентируемся лишь на периодичность замены моторного масла, напрочь забывая об условиях его эксплуатации.

Короткие поездки, не дающие маслу нормально прогреться, периодические попытки запустить мотор в условиях низких температур, повышенные обороты двигателя и большое количество моточасов, набегающих в процессе вынужденной стоянки в пробках – это те факторы, которые существенно снижают конечную эффективность моторного масла.

Конечно, можно попробовать уменьшить интервал его замены, но из-за немалой стоимости данного продукта, в большинстве случаев, автолюбители стараются об этом не думать – мало кому хочется повышать стоимость обслуживания своего авто.

Как раз в такие моменты и приходит мысль о том, что автомобильные присадки в масло, которые еще несколько десятилетий назад воспринимались только как дополнительная помощь старым агрегатам, сегодня оказались незаменимыми и при ежедневной эксплуатации всех транспортных средств: не только старых машин, но и новых моделей.

Исходя из мнения некоторых специалистов, именно присадки помогают продлить жизнь автомобильного «сердца», обеспечив ему действительно полноценную защиту на весь срок службы.

Однако, справедливости ради стоит отметить, что единого мнения среди профессионалов все-таки нет, и пока одни расхваливают преимущества таких добавок, другие советуют не особо доверять им, ссылаясь на непредсказуемость последствий использования.

Как мы уже упоминали, все выпускаемые сегодня масла уже содержат некоторое количество присадок, которые в процессе разработки подбираются по составу и соотношению, обеспечивая тем самым выполнение требований и стандартов различных классификаций (SAE, API, ASTM и т.д.).

Добавление в состав масла еще одного компонента, пусть он даже будет самым лучшим, неизбежно нарушит баланс, установленный производителем, в результате чего какой-то показатель действительно улучшится, но остальные могут пострадать.

Читайте также:  Характеристики моторного масла castrol 5w-40

В итоге эффект от такой смеси, в лучшем случае, будет нулевым, а в худшем – отрицательным.

Кроме того, не надо забывать, что при всем разнообразии различных препаратов, представленных сегодня на рынке (начиная от «загустителей» и заканчивая составами, призванными улучшить износостойкость деталей), редко кто из них проходит полноценные моторные испытания (тестирования) в составе хотя бы одной смазочной жидкости, не говоря уже о доказательствах своей эффективности; а ведь производители рекомендуют добавлять их к любым маслам, хоть это не всегда оправдано. Так, к примеру, изготовители дизелей, предназначенных для тяжелых грузовых машин, запрещают применять какие-либо присадки под угрозой потери гарантии.

2. Использование присадок для моторного масла

Если уж Вы решили использовать присадки, то следует учитывать несколько характерных нюансов этого процесса. Во-первых, запомните, что добавлять их можно только в свежее масло, так как при смешивании с отработанной жидкостью число отложений на поршне может увеличиться до 70%, о чем большинство производителей предупреждают в инструкции к своей продукции.

Возможно, именно из-за несоблюдения этого правила в адрес присадок часто поступает критика от «специалистов», которые, добавив состав в старое масло, не смогли добиться от него желаемого результата.

Отсюда вывод: присадки для моторного масла можно добавлять только в свежую жидкость в момент ее замены или же до первой тысячи километров пробега, но никак не позже.

Только в этом случае может гарантироваться положительный эффект и отсутствие любых пагубных влияний.

В случае, когда средство добавляется в масло спустя 8000, а то и 10000 километров, то ничего хорошего от такой присадки ждать не приходится, более того, Вы рискуете испортить не только ресурс масла, но и сам агрегат.

Еще одним требованием, выполнение которого сможет в значительной мере гарантировать успешность конечного результата, есть точное соблюдение дозировки, указанной на упаковке. Ни в коем случае нельзя увеличивать дозу самостоятельно, рассчитывая на более качественный результат.

Помните пословицу: «Все хорошо, что в меру». Используя средства, которые призваны повышать вязкость масла, стоит быть особенно внимательными и предельно точно выполнять указания, описанные в инструкции, так как сильно загустевшая жидкость существенно усложнит работу агрегата.

Соблюдая эти несложные советы, можно добиться предельной эффективности присадок моторного масла, но все же не стоит забывать, что ни одно средство не способно превратить старенький «ВАЗ» в новый и современный «Мерседес».

3. Выбор присадок для моторного масла

Конечно, присадки для моторных масел могут быть самыми разнообразными, но основное общее свойство, за которое они так ценятся автолюбителями – это возможность (а в некоторых случаях – надежда на возможность) обойтись без существенного ремонта силового агрегата.

Залил присадку, и порядок! Но правда в том, что далеко не все такие составы могут стопроцентно заменить стандартный (капитальный) ремонт автомобильного мотора, и их использование – это скорее временная мера.

Поэтому даже наиболее «продвинутые» присадки имеют свой срок эффективного действия (указывается на упаковке), по истечению которого масло следует заменить.

Чем ниже качество применяемого моторного масла, тем большую эффективность даст использование присадок, но если Вы заливаете в машину самые высококлассные смазочные материалы (класс API SH или даже выше), то, в лучшем случае, применение присадок не принесет никаких результатов, а в худшем – приведет к потере свойств этого самого масла. В общем, выбирая присадки для масла, Вы должны четко понимать, какую проблему необходимо решить с их помощью, ведь все такие составы разделяют на несколько групп. К первой группе относятся моющие присадки, основная задача которых заключается в удалении смолистых отложений, осевших на стенках деталей двигателя.

Вторая группа рекомендуется к использованию только в момент обкатки транспортного средства, так как такие присадки позволяют существенно повысить качество притирки в деталях мотора. Третья группа присадок для моторного масла применяется с целью снижения силы трения между взаимодействующими деталями агрегата, что в идеале должно положительно сказаться на его мощности.

Четвертая группа добавок – так называемые реставрационные присадки – способствуют наращиванию слоя металла на трущихся поверхностях деталей, что обеспечивает снижение потребления двигателем моторного масла и увеличивает пробег транспортного средства, вплоть до капитального ремонта силового агрегата.

Если же за основу классификации брать не назначение присадок, а их химический состав и способ производства, то в результате можно выделить следующие три группы:

В состав первой входят те присадки для моторного масла, в основе которых находятся минеральные порошки. Наиболее известными представителями данного вида есть составы «Хадо», «Супротек» и «Форсан».

Такие присадки способны выполнять микрошлифовку трущихся поверхностей мотора, что позволяет не только снизить интенсивность трения, но и уменьшить износ взаимодействующих деталей.

Присадки для моторного масла, которые относятся ко второй группе, изготовлены на основе металлоплакирующих составов. Наиболее известные из них — это «Ресурс», «РиМЕТ» и «Металлайз».

Их особенность заключается в том, что они имеют в своем составе мягкие металлы, которые представлены в виде ионов или мелкодисперсных порошков, способных создавать в зоне трения супер тонкий плакирующий слой.

В итоге, благодаря таким присадкам, существенно улучшается работа подшипников коленвала и многих деталей цилиндропоршневой группы. Правда, кроме положительных сторон, у описанных присадок есть и отрицательные характеристики, главной из которых считается недолговечность защитного слоя зоны износа, пусть даже в их состав и входит большое количество необходимого для этого материала.

Препараты из третьей группы способны формировать защитный слой деталей благодаря процессу хемосорбирования. Принцип действия таких присадок базируется на использовании продуктов износа, за счет которых и обеспечивается плакирующий слой.

Активные вещества, которые входят в состав присадок данной группы, в условиях высоких температур и давления способны переводить металлические продукты износа, образующиеся при работе мотора, в ионное состояние.

Самыми известными присадками описанного типа являются «Феном», «Энергия-3000», «ER».

Отдельно также хотелось бы упомянуть присадки для моторного масла «Liqui Moly», известные тем, что в их основе находится соединение «дисульфид молибдена».

Производитель присадок уверяет потребителя в абсолютной эффективности своего препарата, который способен максимально понижать трение, всегда держать масло во «взвешенном состоянии», создавать на поверхности супертонкую защитную пленку, не нарушающую заводские требования к эксплуатации силового агрегата и обеспечивать свободную циркуляцию масла внутри двигателя.

Однако, само соединение «дисульфид молибдена» отчасти является недостатком продукта.

Дело в том, что в условиях высоких температур (вполне характерных для изношенных агрегатов) указанное соединение начинает плавиться, а значит, и защитная пленка, созданная на его основе, просто перестанет существовать.

Разумеется, что вместе с ней исчезнут и все защитные свойства таких присадок. В общем, как бы там ни было, но прежде чем остановить свой выбор на той или иной продукции, следует детально изучить инструкцию по ее использованию с учетом всех рекомендаций производителя.

Виды базовых присадок для масел

Присадки для масла — это химические вещества, которые в небольших количествах меняют свойства моторного масла, делая его более подходящим для техники, в которой оно применяется. Существуют разные виды присадок, некоторые могут выполнять сразу много функций.

Рассмотрим подробнее каждую базовую присадку:

  • Противопенные — такие присадки препятствуют образованию пузырьков в масле. Они снижают поверхностное натяжение масла, за счёт чего пена перестаёт возникать при перепадах давления. Отсутствие пены способствует улучшению смазывающих свойств моторного масла.
  • Антиокислительные — уменьшают скорость окисления основы моторного масла, препятствуют накоплению в масле вредных продуктов его распада. Само по себе окисление — процесс неизбежный, это обыкновенное старение масла как следствие его контакта с воздухом.
  • Загущающие (вязкостные) — присадки, переменно растворимые в масле при разной температуре, благодаря чему повышается его вязкость, пожалуй, самая основная характеристика. Вязкое масло лучше препятствует трению деталей внутри двигателя автомобиля.
  • Против застывания (депрессорные) — такие присадки понижают температуру застывания моторного масла. Используются в холодное время года. Замёрзшее масло хуже смазывает двигатель, способствуя большему трению деталей, а значит их скорому износу.
  • Противоизносные — препятствуют изнашиванию деталей двигателя. Химические элементы, содержащиеся в таких присадках, модифицируют моторное масло, улучшая его смазывающие свойства. Самый распространённый вид присадок.
  • Моющие (детергенты) — предотвращают образование нагара на нагревающихся деталях двигателя автомобиля. Также двигатель чистится от других загрязнений.
  • Антикоррозионные — присадки, защищающие двигатель машины от ржавчины, путём образования прочной обволакивающей плёнки на его деталях и картере.
  • Рассеивающие (диспергирующие) — присадки, которые рассеивают загрязнения в масле и стабилизируют образующуюся суспензию. Действие таких присадок способствует продлению срока жизни масла, и улучшению эксплуатационных характеристик двигателя.

Наш интернет-магазин специализируется на подборе и продаже автомобильных масел. Помимо подбора масла вы можете заказать у нас присадки. Позвоните по телефону 8 (495) 374-74-96, наши менеджеры смогут подобрать требуемые присадки для масла в вашем автомобиле.

Доставка возможна в любой регион России.

Виды присадок в масло двигателя и их функции

Все автолюбители знают, что моторные масла состоят из базового масла и присадки. Основных присадок около десяти, базовых — три группы. Две первые группы рассматривать не стоит, потому что это фактически сырая нефть, а вот третья — гидрокрекинг, получение ПАО — четвертая группа, и самая сложная и дорогостоящая — получение различных эфиров и спиртов.

Присадки для моторных масел

Двигатель — очень сложная конструкция, хотя многие думаю, что это простейший механизм. В нем огромное количество пар трений, металлов, которые трутся друг о друга: бронза, чугун, хром, бабий, керамика, никосил. Все эти процессы повышают температуру мотора и расход масла. С этой целью в моторное масло добавляют присадки.

Добавление присадки в трансмиссионное автомасло

К моторному маслу выдвигаются определенные требования:

  • вязкость;
  • низкая температура застывания;
  • хорошие антифрикционные свойства;
  • моющие антипенные свойства;
  • малая коррозия прочности пленки.

Как же производитель продукта достигает этого результата? Он берет базу и добавляет присадки в масло двигателя, в основном это пакет присадок:

  1. Загустители. Фактически эта присадка добавляет маслу определенной вязкости. Она влияет на высокотемпературную вязкость, на ее стабильность при высоких температурах.
  2. Детергенты — одна из основных присадок, которая влияет на ресурс масла. Она удерживает продукты сгорания в масле, не допуская твердых отложений. Также она нейтрализует сильные кислоты. Именно эта присадка изнашивается быстрее всего, после чего начинаются отложения, и поэтому масло надо менять по истечению 350 мотор-часов. Детергенты содержат оксиды.
  3. Дисперсанты. Эта присадка выполняет те же самые функции, только не содержит металлов. Она помогает мотору находиться в чистоте.
  4. Противоизносные присадки: они оседают на металлических поверхностях и предотвращают фактический контакт сухого трения. В основном они работают в узлах не там, где есть давление, то есть коленвал, а где направляющий клапан.
  5. Оксиданты. Они способствуют сохранению вязкости масла по мере его окисления. Масло окисляется при взаимодействии с кислородом, и при высоких температурах эта присадка старается удержать порог вязкости, ведь по мере окисления вязкость растет.
  6. Ингибиторы ржавения. Название говорит само за себя: присадка предотвращает коррозию всех деталей узлов внутри двигателя.
  7. Депрессоры температурного застывания. Присадка фактически предотвращает кристаллизацию парафинов, находящихся в базовом масле, в основном в зимнем его варианте.
  8. Противопенные добавки: они препятствуют вспениванию масла, потому что в моторе есть много подвижных элементов, и при взаимодействии с воздухом в процессе взбалтывания образовывается пена. Пена всегда негативно влияет на смазывающие свойства.
  9. Противозадирные присадки образовывают пленку на металле, не допуская трения при высоких нагрузках.
  10. Модификаторы трения. Они улучшают эффективность использования продукта, но уменьшают трение, что полезно влияет на ресурс, шумность, экономичность и т. д. Используются сжиженные спирты, кислоты, молибден, графит.

В готовом продукте находится не менее десяти присадок и разных элементов, которые улучшают свойства масла.

Современные масла с присадками

Если производитель, изготавливая продукт, добавляет много других присадок, то стоит задуматься. Присадки, которые якобы обеспечивают снижение трения и расход масла, никак не влияют на ресурс автомобиля. По факту в таком сложном механизме присадки, предназначенные для уменьшения трения, разрушают структуру металла. Большинство присадок может нанести вред вместо пользы.

Меняя структуру масла, можно уменьшать трение. Присадки, которые якобы убирают шероховатости металлов, уменьшая трение, негативно влияют на ресурс мотора.

Что касается снижения топлива за счет чудодейственной присадки, в это верить не стоит — это миф. В машине много пар трения помимо двигателя, есть коробка передач, раздатка, колеса, сход-развал и многое другое. Факторов, которые прямо или опосредованно влияют на расход топлива, очень много. Угадать, какая именно присадка нивелирует эффект других частей, невозможно.

Следовательно, стоит рационально подходить к выбору составляющих, обеспечивающих функциональность автомобиля, и не стоит верить в чрезмерную эффективность различных чудо-средств, которые активно пропагандирует реклама. Главное — обеспечить слаженную работу двигателя вашего авто.

Присадки (моторное масло) — DRIVE2

Присадки к моторным маслам

При современном уровне развития двигателестроения использование масла без присадок практически невозможно, т.к. невозможно создание масел, которые обеспечили бы эффективную защиту двигателя и одновременно не разрушались в течение длительного времени. Все современные моторные масла содержат в своем составе пакет (набор) присадок, содержание которых суммарно может достигать 20%.

Присадки можно разделить на несколько типов:

• Вязкостно-загущающие присадки

• Моющие присадки (детергенты и дисперсанты)

• Противоизносные присадки

• Ингибиторы окисления (антиокислительные присадки)

• Ингибиторы коррозии и ржавления

• Антипенные присадки

• Модификаторы трения

• Депрессорные присадки.

Вязкостно-загущающие присадки. Механизм их действия основан на изменении формы макромолекул полимеров в зависимости от температуры. В холодном состоянии эти молекулы, будучи свернутыми в спиральки, не влияют на вязкость масла, при нагреве же они распрямляются, и масло густеет, или, точнее, не становится слишком жидким.

Фактически эта присадка повышает индекс вязкости масла. Масла, в состав которых входят вязкостные присадки (до 10%), называют загущенными — это зимние и всесезонные сорта. В зависимости от количества добавленной вязкостно-загущающей присадки можно получить масла с разными вязкостями.

Чем выше изначальный индекс вязкости базового масла, тем меньше вязкостно-загущающей присадки необходимо добавлять. Если индекс вязкости достаточно высок, можно получить моторное масло, не содержащее загустителей. Современные тенденции в области разработки моторных масел направлены на создание моторных масел с невысокими диапазонами вязкостей.

Причина заключается в том, что такие масла, как правило, обеспечивают энергосберегающие свойства (т.е. позволяют экономить топливо) и содержат невысокое количество загустителя или вообще его не содержат.

Почему большое количество загустителя в моторном масле нежелательно для двигателя? В двигателе множество пар трения, где масло подвергается высоким сдвиговым нагрузкам, в результате которых происходит разрушение загустителя.

Это приводит к потере вязкости моторного масла, ухудшению функций смазывания (уменьшение толщины смазывающей пленки), а продукты разрушения загустителя являются потенциальным источником нагаров и лаковых отложений в двигателе. Масла с большими диапазонами вязкостей ориентированы исключительно на спортивное применение. Они предназначены только для экстремальных условий эксплуатации, в которых наиболее важны высокие вязкостные свойства, а не их стабильность с течением времени.

Моющие присадки. Моющие присадки нужны для предотвращения образования лаковых и сажевых (в дизелях) отложений на деталях двигателя. Они, как правило, состоят из детергирующих компонентов, которые вымывают продукты окисления масла и износа деталей и несут их к фильтру, и диспергирующих, способствующих дроблению крупных частиц нагара на мелкие (не больше микрона).

Детергенты. Принцип действия этих присадок в двигателе в точности такой же, как и у моющих средств, использующихся в быту. Кроме этого, детергенты обладают щелочными свойствами, т.е. могут нейтрализовать кислоты.

Кислоты образуются при сгорании серы, содержащейся в топливе, особенно дизельном и при окислении самого масла. Нейтрализуя такие кислые продукты, эффективно предотвращается коррозия деталей двигателя. Т.е.

вторая важная функция таких присадок – нейтрализация кислот и антикоррозионные свойства.

Дисперсанты. Основная задача этих присадок – поддержание загрязнений в масле в растворенном состоянии, предотвращение их отложений на деталях двигателя, масляных каналах и др., диспергирование (растворение) крупных загрязнений.

Кстати, результаты работы моющих присадок можно наблюдать почти сразу после замены старого масла на новое. Вроде только-только залил, немного поездил — и уже черное! Не волнуйтесь.

В данном случае чернота масла свидетельствует о высокой моющей способности его присадок — они смыли грязь со стенок, довели ее до безопасной консистенции, и масло гоняет ее по системе смазки.

Противоизносные присадки. Основная функция – предотвращение изнашивания трущихся деталей двигателя в местах, где невозможно образование масляной пленки необходимой толщины.

Они работают путём абсорбирования в поверхность металла, а затем химически реагируя с ней в процессе контакта металл-металл, тем более активно, чем больше тепла при этом контакте образуется, создавая при этом особую металлическую плёнку со “скользящими” свойствами, чем и предотвращают абразивный износ.

Ингибиторы окисления (антиокислительные присадки). В процессе работы масло в двигателе постоянно подвергается воздействию высоких температур, кислорода воздуха и окислов азота, что вызывает его окисление, разрушение присадок и загущение.

Противоокислительные присадки замедляют окисление масел и неизбежно следующее за ним образование коррозионно-активных осадков. Принцип их действия заключается в химической реакции при высоких температурах с продуктами, вызывающими окисление масла.

Делятся на присадки-ингибиторы, работающие в общем объеме масла, и на термоокислительные присадки, выполняющие свои функции в рабочем слое на нагретых поверхностях.

Ингибиторы коррозии и ржавления. Ингибиторы коррозии призваны защищать поверхность деталей двигателя от коррозии, вызываемой органическими и минеральными кислотами, образующимися при окислении масла и присадок.

Механизм их действия – образование защитной пленки на поверхности деталей и нейтрализация кислот.
Ингибиторы ржавления в основном призваны защищать стальные и чугунные стенки цилиндров, поршни и кольца. Механизм действия схожий.

Противокоррозионные присадки часто путают с противоокислительными. Это разные вещи. Противоокислительные, как говорилось выше, защищают от окисления само масло. Противокоррозионные же — поверхность металлических деталей.

Они способствуют образованию на металле прочной масляной пленки, предохраняющей его от контакта с всегда присутствующими в объеме масла кислотами и водой.

Антипенные присадки. При сильном перемешивании масла с воздухом, что в частности наблюдается при работе двигателя, когда коленвал интенсивно взбалтывает масло в картере, возможно повышенное образование пены.

Этому процессу также способствуют различные загрязнения, присутствующие в масле. Ее формирование значительно ухудшает эффективность смазывания деталей двигателя, что может привести к повышенному износу и ухудшению теплоотвода.

Противопенные присадки (обычно это силиконы или полилоксаны) не растворяются в моторных маслах, а присутствуют в виде мельчайших капелек. Их действие основано на разрушении пузырьков воздуха.

Обойтись без этих присадок практически невозможно, но их присутствие не должно превышать тысячных долей процента — при термическом разложении силикона образуется оксид кремния, который является сильным абразивом.

Модификаторы трения. Для современных двигателей все чаще стараются использовать масла с модификаторами трения, позволяющими снизить коэффициент трения между трущимися деталями с целью получения энергосберегающих масел.

Читайте также:  Свойства, применение и технические особенности присадок акор

Наиболее известные модификаторы трения – графит и дисульфид молибдена. В современных маслах их очень сложно использовать, поскольку эти вещества нерастворимы в масле, а могут быть только диспергированы в нем в виде маленьких частиц.

Это требует введения в масло дополнительных дисперсантов и стабилизаторов дисперсии, однако это все равно не позволяет использовать такие масла в течение длительного времени.

Поэтому в настоящий момент в качестве модификаторов трения обычно используют маслорастворимые эфиры жирных кислот, обладающих очень хорошим прилипанием к металлическим поверхностям, формированием на них слоя молекул, снижающих трение.

Депрессорные присадки (для минеральных масел). При сильном понижении температуры масла в нем начинают образовываться кристаллы парафинов, что ведет к потере подвижности масла и в результате ухудшается низкотемпературный пуск двигателя и прокачиваемость масла по каналам.

В процессе производства базовых масел часть парафинов удаляют, но полное их удаление по технологическим и экономическим причинам невозможно (сильно возрастают затраты на получение базового масла). Обычно минеральное базовое масло имеет температуру застывания около -15°С.

Возможность получения минеральных моторных масел с температурами застывания -30°С…-35°С достигается путем введения в масло депрессорных присадок.

Эти присадки предотвращают срастание кристаллов парафина, но не предотвращают их появление вообще (принцип действия такой же, как у дизельных антигелей).

Присадки в масло двигателя

Принято считать, что одним из способов увеличения ресурса двигателя машины могут являться специальные присадки, предназначенные для добавления в моторное масло. В то же время каждый автовладелец желает, чтобы его машина служила долго и безотказно, при этом стремясь минимизировать свои расходы на содержание автомобиля. Именно поэтому спрос на присадки в автомобильное масло весьма высок.

Однако среди экспертов немало тех, кто считает использование дополнительных веществ в качестве способа для продления срока эксплуатации двигателя до проведения капитального ремонта, как минимум, бесполезной тратой средств. Таким образом, прежде чем принимать решение, заливать ли присадку в моторное масло, стоит разобраться в некоторых особенностях этого вида автохимии.

Виды присадок в масло двигателя

Присадки, добавляемые в масло двигателя, являются своеобразным катализатором смазочной системы и призваны оказывать положительное влияние на внутренние механизмы и узлы мотора. Предлагаемые в настоящее время средства принято разделять на несколько групп исходя из их функционального предназначения.

Первую группу составляют вещества, выполняющие функцию очистки. Такие жидкости заливают в масло силового агрегата для прочистки забившихся смолянистыми отложениями масляных каналов.

Присадки второй группы предназначаются для оптимизации работы мотора в период его обкатки. Главной целью использования веществ этой группы является повышение эффективности процессов притирки узлов и механизмов нового двигателя во время первых сотен километров пробега.

Третью группу присадок составляют наиболее популярные и распространенные вещества, предназначенные для уменьшения интенсивности трения между узлами силовой установки. Производители такой автохимии обещают значительное увеличение ресурса мотора, а также улучшение его основных параметров.

Наконец, к четвертой разновидности автомобильных присадок для двигателя принято относить жидкости, действие которых направлено на восстановление изношенных механизмов силового агрегата.

По утверждению разработчиков присадок четвертой группы, такие средства в определенной степени оказывают восстановительный эффект в отношении поверхностей трущихся механизмов и узлов мотора, подверженных наибольшему износу.

Помимо дифференциации по целевому принципу, присадки для моторных масел принято группировать по химическому составу. Здесь выделяют три типа:

  • вещества, основанные на специальных минеральных порошках. К таковым относятся слоистые модификаторы трения (графит, дисульфид молибдена, сульфид серебра, дисульфид вольфрама, нитрид бора) и геомодификаторы (фуллерены). Химический состав подобного рода присадок позволяет им обладать как очистительными свойствами, так и эффектом, направленным на уменьшение трения узлов двигателя. Используя присадки на базе минеральных порошков, следует особенно внимательно подходить к вопросу совместимости с применяемым моторным маслом. Наиболее известными производителями порошковых присадок являются Супротек, Хадо, Forsan, Liqui Moly.
  • присадки для моторного масла, содержащие в качестве основы металлоплакирующий состав. Такие вещества, известные еще как реметаллизанты, изготавливаются с использованием мягких металлов, содержащихся в ионном виде, либо растворенных как мелкодисперсный порошок. Частицы металлов (меди, цинка, никеля, олова) сверхмалых размеров создают на поверхности трущихся элементов двигателя автомобиля тончайший защитный слой (плакирующую пленку), тем самым увеличивая эффективность работы силового агрегата. К реметаллизантам относится продукция Ресурс, РиМЕТ.
  • химические соединения третьей группы также направлены на создание защитного слоя на поверхности трущихся элементов. Это так называемые полимерсодержащие добавки, которые в условиях высокой температуры и давления преобразуются в тефлон – химически стойкий полимер с низким коэффициентом трения.

Преимущества использования присадок для двигателя

Изучая инструкцию, прилагаемую производителем присадок к моторному маслу, можно сделать вывод, что без использования такой разновидности автохимии просто не обойтись. Но спешить с подобными выводами не стоит.

На сегодняшний день практически все производители автомобильных моторных масел применяют для своей продукции пакет необходимых присадок, способствующих защите поверхности трущихся деталей двигателя, снижающих трение и отводящих температуру с рабочих поверхностей внутренних элементов мотора, а также обладающих эффектом очистки и промывки масляных каналов.

Особенностью любого моторного масла является тот рабочий диапазон, при котором его эффективность максимальна. Но в процессе эксплуатации автомобиля соблюдать необходимый температурный интервал просто невозможно.

Так, например, в момент пуска холодного двигателя, а также в минуты начала движения автомобиля, интенсивность износа деталей мотора наиболее высока. В эти моменты масло просто не успевает поступить ко всем трущимся элементам двигателя.

Согласно исследованиям, однократный пуск холодного мотора с последующим началом движения на не полностью прогретом автомобиле ведет к износу деталей силового агрегата, равному по своей интенсивности износу при нормальном пробеге машины в 200 км.

Использование в таком случае присадки, обладающей плакирующим эффектом, помогает защитить поверхности трущихся деталей от излишнего износа до момента поступления масла.

Другим примером являются случаи повышенного расхода масла. При существенном износе элементов цилиндропоршневой группы эффективность работы маслосъемных колец цилиндров сводится к минимуму. Они уже не могут должным образом снимать со стенок цилиндров моторное масло, которое воспламеняется, попадая в камеру сгорания над поршнем.

Помочь в данной ситуации могли бы присадки, восстанавливающие металлическую поверхность деталей мотора.

Впрочем, затягивание с проведением капитального ремонта двигателя, как правило, ведет к еще большим расходам, поскольку, вне зависимости от использования присадок, износ элементов двигателя со временем становится только существеннее.

Исходя из вышеизложенного, несложно сделать выводы о положительных моментах использования присадок к моторным маслам. Очевидным плюсом применения представленной автохимии является увеличение периода эксплуатации автомобиля до капитального ремонта двигателя.

Содержащиеся в присадках вещества, благодаря своим промывочным свойствам или эффекту защиты трущихся поверхностей, действительно способны частично компенсировать некоторые функциональные потери мотора.

Кроме того, регулярное использование присадок способно положительно сказаться на топливном потреблении силового агрегата за счет уменьшения показателя трения.

Плюсом средств, заливаемых в масло двигателя нового автомобиля, является сокращение периода притирки узлов двигателя и уменьшения периода обкатки автомобиля. Благодаря этому силовая установка быстрее выходит к номинальным параметрам работы, предусмотренным заводом-изготовителем.

В ряде случаев присадки благоприятно влияют на уменьшение уровня шума работающего двигателя. Правда, обнаружить падение шумности мотора удастся не всегда. Обещанные изменения, указанные на этикетке и в рекламных буклетах средства, обычно фиксируются в лабораторных условиях.

Отрицательные последствия

Помимо перечисленных позитивных моментов применения автомобильных присадок к маслу двигателя, специалисты указывают и на ряд отрицательных свойств указанных веществ.

Например, реметаллизанты способны создавать требуемый плакирующий слой только при условии постоянства концентрации препарата. Обладающее низкой адгезией покрытие при заливе нового масла, не имеющего в составе металлоплакирующих присадок, быстро истирается, из-за чего теряется весь эффект.

Другим минусом реметаллизантов является их склонность к осаждению в масляных каналах и местах с малоподвижными деталями.

Немало отрицательных сторон имеет применение полимерных антифрикционных средств. Они способствуют появлению лаковых отложений, закупорке каналов и увеличению концентрации вредных веществ в выхлопе.

Порошковые присадки на основе слоистых модификаторов трения, также как и металлоплакирующие составы, образуют не очень стойкое покрытие, целостность которого должна поддерживаться постоянным поступлением активного компонента. Также для данных веществ характерны склонность к образованию отложений и высокая коррозионная активность при деструкции.

Пожалуй, особняком стоят присадки с геомодификаторами трения, которые образуют чрезвычайно прочный слой, формируемый на уровне кристаллической решетки.

Отсюда вытекает достаточно длительный эффект последействия, которым не может похвастаться ни один другой вид добавок. К недостаткам препаратов стоит отнести необходимость строгого контроля за дозировкой.

Также стоит отметить, что подобные присадки не способны восстанавливать сильно изношенные детали, так как образуемое ими покрытие, как правило, имеет толщину не более 20 микрон.

Оценивая целесообразность применения присадок в масло двигателя, не стоит игнорировать тот факт, что любой производитель моторного масла старается тщательно скрывать состав своей продукции, в том числе принадлежность и количество добавок, применяемых еще при производстве масла.

В связи с этим автовладелец чаще всего вынужден определять совместимость приобретаемой присадки с моторным маслом на своем автомобиле опытным путем.

А ведь подавляющее число автопроизводителей настоятельно не рекомендуют даже просто смешивать между собой разные масла, заливаемые в двигатель машины, не говоря уже об использовании посторонних веществ. Поэтому в каждом конкретном случае лучше сначала взвесить все «за» и «против».

Кристиан
Оцените автора