Что такое ТО автомобиля и его разновидности

Что такое техническое обслуживание

Что такое ТО автомобиля и его разновидности

Техническое обслуживание – это тот перечень работ, выполняемых в промежутках между плановыми и неплановыми ремонтами оборудования, который позволяет обеспечить необходимый уровень надежности работы оборудования.

Правильное техническое обслуживание и эксплуатацияпромышленного оборудования позволяет существенно снизить затраты на ремонт оборудования и уменьшить время его простоя.

У механиков, часто возникает вопрос: какой перечень работ следует включать в техническое обслуживание, кто его должен выполнять (рабочий персонал или вспомогательные службы), где найти типовое руководство по техническому обслуживанию. На эти вопросы я попытаюсь ответить далее.

Начну с того, что основными документами, регламентирующими применение системы технического обслуживания считаются два госта: ГОСТ 28.001-83 “Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения” и ГОСТ 18322-78 “Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения”. Согласно этим документам, техническое обслуживание делится по видам и методикам.

Виды и методы технического обслуживания

По чем классифицируется Наименование термина
Виды технического обслуживания
Этапы эксплуатации Техническое обслуживание при хранении
Техническое обслуживание при перемещении
Техническое обслуживание при эксплуатации
Техническое обслуживание при ожидании
Перидичность выполнения Периодическое техническое обслуживание
Сезонное техническое обслуживание
Условия эксплуатации Техническое обслуживание в особых условиях
Регламентация выполнения Регламентированное техническое обслуживание
Техническое обслуживание с периодическим контролем
Техническое обслуживание с постоянным контролем
Организация выполнения Поточное техническое обслуживание
Централизованное техническое обслуживание
Децентрализованное техническое обслуживание
Техническое обслуживание эксплуатационным персоналом
Техническое обслуживание специализированным персоналом
Техническое обслуживание эксплуатирующей организацией
Техническое обслуживание специализированной организацией
Техническое обслуживание предприятием изготовителем
Методы технического обслуживания
Организация выполнения Поточный метод технического обслуживания
Централизованный метод технического обслуживания
Децентрализованный метод технического обслуживания
Метод технического обслуживания эксплуатационным персоналом
Метод технического обслуживания специализированным персоналом
Метод технического обслуживания эксплуатирующей организацией
Метод технического обслуживания специализированной организацией
Метод технического обслуживания предприятием-изготовителем

Болезненным вопросом для главных механиков является и то, кем должно выполняться техническое обслуживание оборудования. С одной стороны оно предполагает надзор и уход за оборудованием, часто без его остановки. С другой – включается в систему ТОиР или ППР в качестве плановой регламентной работы, как промежуточный комплекс мероприятий между плановыми ремонтами.

Удачным решением является разделение понятия техническое обслуживание на текущее и плановое.

Почему это так важно

Необходимость регулярно проводить техническое обслуживание автомобильного транспорта, обусловлена элементарными физическими законами. В процессе эксплуатации все детали непрерывно изнашиваются.

Автомобиль подвергается воздействию солнечного света, влаги, пыли, постоянно испытывает перегрузки и вибрации. Это касается даже тех машин, владельцы которых ездят аккуратно и по хорошим дорогам. Единственное, что удается выиграть в этом случае – время, проведение технического обслуживания можно отложить на несколько тысяч километров.

Не стоит забывать и о том, что техническое состояние любого автомобильного транспорта постепенно ухудшается, причем это справедливо даже для тех машин, которые долгое время не эксплуатируются. Разумеется, основная часть деталей таких автомобилей не страдает, ведь они не работают, но резиновые элементы, а именно всевозможные уплотнения, сальники, шины стареют и со временем приходят в негодность. То же касается моторного масла и прочих жидкостей. Так или иначе, в них попадает влага, в результате теряются важные свойства. Поэтому в ситуации, когда машина с пробегом 3-4 тысячи километров простояла в течение года в гараже, прежде чем возобновить эксплуатацию, ей также необходимо провести техническое обслуживание.

Виды технического обслуживания автомобилей

Что такое ТО автомобиля и его разновидности

Не следует путать техническое обслуживание и ремонт автомобиля. ТО носит планово-предупредительный характер и проводится в определённые периоды (принятые заводом-изготовителем автомобиля или автотранспортным предприятием, эксплуатирующим технику). А вот ремонт должен выполняться по потребности, когда автомобиль имеет ту или иную выявленную неисправность.

Система технического обслуживания автомобилей регламентирует период проведения работ (выраженный в километрах пробега) и их конкретный перечень. Выделяют ежедневное, первое, второе ТО (техобслуживание) и сезонное ТО. В качестве самостоятельного вида также можно выделить первое техническое обслуживание нового автомобиля.

В свою очередь, каждое ТО включает два вида мероприятий: диагностику и техническое обслуживание автомобиля. В процессе диагностики устанавливается потребность в проведении тех или иных ремонтных или обслуживающих работ. А в ходе ТО – непосредственное выполнение этих работ. Таким образом существенно экономиться время и затраты – проводятся лишь те работы, которые действительно необходимы автомобилю в данный конкретный момент времени.

Однако ряд работ является типичным для каждого вида ТО (его также рекомендует завод-изготовитель). Инструкция (или точнее – сервисная книга) – это своеобразный «путеводитель» по видам и объёмам ТО для конкретной марки автомобиля. Каждая модель может отличаться в обслуживании, хотя общепринятые работы в ходе каждого ТО обычно едины для всех автомобилей (см. ниже).

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля

Ежедневное ТО – самый простой, но важный процесс. Его можно называть осмотром перед поездкой. Он обязателен для ведомственных или коммерческих авто, но будет полезен и владельцам личного ТС. Цель ЕТО – подтвердить уровень безопасности, исключить нештатные ситуации в поездке. Опытные автовладельцы, особенно перед дальней поездкой, осматривают и проверяют:

  • Тормозную систему, гидроусилитель, двигатель и трансмиссию на предмет течей (антифриза или масла).
  • Бачки и картеры на предмет уровня жидкостей.
  • Функционирование электрооборудования, указателей на приборной панели.
  • Шины (подкачивают по необходимости).
  • Также рекомендуется провести пробный запуск мотора, проверить работы тормозов при движении авто, работу руля и коробки переключения передач.

ежедневное то

Первое ТО

Если говорить о том, что входит в ТО-1 автомобиля, то владелец должен иметь ввиду, что оно включает в себя проведение операций, относящихся к ежедневному ТО, а также ряд следующих действий:

  1. Мойку кузова и уборку салона транспортного средства.
  2. Проведение смотровых работ с последующей диагностикой. Так, например, специалисты могут проверить эффективность тормозов и др.
  3. Выполнение регулировочных работ. Процедура подразумевает проверку свободного хода педалей, натяжение ремней.
  4. Проведение крепежных работ.
  5. Выполнение заправки. Процедура представляет собой замену масла двигателя или других возможных жидкостей.

Также в процессе выполняют электротехнические работы по проверке работоспособности различных устройств, датчиков и систем. При обнаружении какой-либо неисправности ее тут же устраняют, выполняя ремонт элемента конструкции или полную его замену.

проверка масла

Второе ТО

Нетрудно догадаться, что второе ТО включает в себя мероприятия первого техосмотра, а также проведение дополнительных операций, основной задачей которых является углубленная диагностика основных систем устройств автомобиля.

Полный перечень проводимых в процессе второго техосмотра работ приводить не имеет смысла, однако стоит отметить, что большинство процедур представляют собой замену тех или иных жидкостей. Так, например, может быть осуществлена замена:

  1. Охлаждающей жидкости.
  2. Тормозной.
  3. Масел в коробке передач, гидросистеме или мостах.

При проведении второго технического осмотра могут быть произведены замены различных устройств и целых систем конструкции ТС. В случае легковых автомобилей замене могут подвергнуться:

  • различные фильтры;
  • элементы ГРМ;
  • свечи зажигания.

Дополнительно при проведении второго ТО осуществляют выполнение крепежных и регулировочных работ, которые распространяются на:

  • клапаны;
  • колодки и диски тормозной системы;
  • подшипники передних колес.

Конкретный список проводимых операций зависит от модели автомобиля, а также его марки.

Сезонное техническое обслуживание

Осуществляется два раза в год.

  • Помогает “переобуть” и “переодеть” транспортное средство в “демисезон”. Вместо зимней резины ставят летнюю и наоборот.
  • Автовладельцы переходят и на замену бензина. В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ летние марки бензина заменяют на зимние, если у машины дизельный ДВЛ – к холодам заливают зимнее ДИЗТОПЛИВО. Так называемый зимний бензин рассчитан на запуск двигателя, в среднем, при температуре — 25 °C и до + 35 °C , а вот при температуре выше, особенно подъёме столбика температуры более + 45 °C.
  • При использовании летнего бензина паровые пробки могут возникать при температуре воздуха выше 45 — 50 °C. Если же машина ездит на дизеле, то в стране без морозов можно ездить на любом дизеле, но рациональнее – на ДТЛ, оно дешевле всего, а на нём же ездят и в странах со «скачущими» температурами при температуре выше 0. Для регионов, где зимой температура воздуха зимой не падает ниже – 30 °C, используется зимнее топливо, а там, где нередки морозы ниже этой отметки – арктическое. По сути летнее, зимнее, и арктическое дизельное топливо отличаются плотностью. Разная плотность достигается технологией перегонки дизтоплива.
  • Антикоррозийная обработка. Антикоррозийные средства наносятся на радиатор от пагубного воздействия солевых растворов.
  • Замена масла двигателя. Кроме регулярной замены масла каждые 10-15 км пробега в регионах с резкой сменой климата важно обеспечить замену масла с зимнего на летнее. В морозы лучше применять не вязкие составы, с ними легче завести ДВС, а лето с жаркой погодой – время для более вязких составов.

масла.jpg

Послепродажное обслуживание

Каким бы замечательным ни был подержанный автомобиль (особенно со слов его владельца), для уверенной эксплуатации лучше провести послепродажное ТО. Типичный объём работ при этом следующий:

  • замена моторного масла в двигателе;
  • замена всех фильтров (воздушного, тонкой очистки топлива и масляного);
  • замена масла в гидроусилители рулевого управления (при его наличии в автомобиле);
  • если пробег автомобиля свыше 60 тыс. км – замена масла в коробке передач и редукторе заднего моста (для заднеприводного автомобиля);
  • замена охлаждающей и тормозной жидкости – также для автомобилей со значительным пробегом;
  • замена ремня распределительного вала и натяжных роликов (рекомендуется);
  • если автомобиль имеет цепной привод ГРМ, замена может и не потребоваться (в отличие от ремня – его нужно менять обязательно!);
  • проверка износа тормозных колодок – замена при необходимости;
  • проверка состояния тормозных трубок (особенно передних колёс!) – замена при необходимости;
  • проверка/замена пыльников ШРУСов, колпачков наконечников рулевых тяг;
  • проверка состояния ходовой части;
  • замена салонного воздушного фильтра климатической установки.

Следует учесть, что подержанная машина часто не имеет сервисной книжки, не говоря уже об инструкции по техническому обслуживанию автомобиля. Поэтому все заботы по дальнейшему обслуживанию и эксплуатации автомобиля ложатся на нового владельца, то есть на вас!

В любом случае, проводить техническое обслуживание и ремонт автомобилей – как новых, так и подержанных – рекомендуется в профессиональных сервисных центрах.

Отличие технического обслуживания от ремонта автомобилей

Если ремонт является вынужденной мерой и должен устранить поломки, техническое обслуживание – мера профилактическая. Грубо говоря, если автомобиль попал в ДТП, ему требуется ремонт. Если же автомобиль в срок прошел ТО, тормоза были проверены, ДТП удалось избежать, необходимости в ремонте нет.

Назначение ТО – предупреждение поломок, предотвращение преждевременного износа, устранение мелких поломок, угрожающих ремонтом. Виды технического обслуживания и ремонта автомобилей могут быть разными и отличаются по уровню сложности.

В процессе обслуживания проводятся: диагностика, проверка крепежей, смазка, заправка, регулировка и т.д. Отличительная особенность планового техобслуживания – агрегаты машины, как правило, не разбираются, отдельные узлы не снимаются.

В случае ремонта, наоборот, технические узлы разбираются, снимаются и ремонтируются или заменяются.

Во время техобслуживания обычно меняются масло, свечи, фильтры, прочие расходники.

Какие узлы автомобиля стоит обслуживать?

Что такое ТО автомобиля и его разновидности

Важно помнить, что каждая деталь транспортного средства имеет свой ресурс (срок годности). В зависимости от пробега меняются те детали, которые пришли в негодность. Раз в 10 — 15 тыс. километров, например, меняется масло в двигателе, а тормозные колодки раз в 20 — 50 тыс. километров.

К периодическому обслуживанию подлежат:

  1. смазочные материалы в двигателе и коробке переключения передач,
  2. фильтра (воздушный, салонный, масляный, топливный),
  3. тормозные диски и колодки,
  4. тормозная жидкость,
  5. свечи зажигания,
  6. охлаждающая жидкость,
  7. детали подвески.

Все остальные детали в регулярном обслуживании нуждаются лишь в том случае, если мастер при осмотре систем авто нашел какую-то неисправность. В таком случае сервис проводит не техническое обслуживание, а ремонт.

Как часто проводится техническое обслуживание автотранспорта

Периодичность технического обслуживания машин зависит от условий эксплуатации. Из названия видов обслуживания понятно, что ежедневное обслуживание должно выполняться каждый день перед выездом из гаража, а сезонное проводится дважды в год в межсезонье. Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливает производитель, проводятся данные виды обслуживания либо при достижении определенного пробега, либо раз в год, если пробег небольшой.

Первое обслуживание автомобиля проводится, как правило, при пробеге от трех до пяти тысяч километров, второе и последующие с интервалом в 10-15 тысяч километров. Интервалы усредненные, и в зависимости от условий, в которых эксплуатируется машина, могут увеличиваться или уменьшаться.

Например, если автомобиль преимущественно ездит по сельской местности с большим количеством грунтовых дорог при высокой запыленности, необходимо более частое проведение технического обслуживания, то же самое относится и к агрессивной езде. И наоборот, если водитель ездит по городу или по загородным трассам, машину не насилует, техническое обслуживание легкового автомобиля можно проводить реже.

Периодичность технического обслуживания легковых автомобилей

Зависит от условий его эксплуатации авто. В первую очередь – от качества дорог. Если автомобиль ездит в основном по городу (асфальт, асфальтобетон) и реже в пригороде (щебень, гравий, грунт), первое ТО рекомендуется после 3000-5000 км пробега.  Второе – через 16000-20000 км. В целом, чем интенсивней эксплуатируется автомобиль и чем ниже качество дорог – тем меньше перерыв между посещениями станции техобслуживания.

Периодичность технического обслуживания грузовых автомобилей

Специфика техобслуживания грузовых автомобилей связана с повышенными нагрузками на них. Периодичность планового ТО, как и в случае с легковыми, зависит от пробега. Первое ТО – после пробега в 4000 км, второе – после 16 000 км. Стоит ориентироваться на рекомендации производителя, но большинство из них норму в 4 и 16 тысяч км поддерживают.

ВАЖНО! Стоит учесть, что время обкатки для новых грузовиков составляет порядка 1000-1500 км, после чего рекомендуется провести профилактическую смену масла в моторе, иногда – в трансмиссии. Если грузовик не подвергался сильным нагрузкам – возможна замена технических жидкостей при первом ТО.

Первое техническое обслуживание нового автомобиля

Что такое ТО автомобиля и его разновидности

Первое техническое обслуживание нового автомобиля выполняется согласно технической документации на автомобиль. Как правило, его осуществляют после 1500 — 3000 км пробега и больше, в зависимости от марки автомобиля.

Цель выполнения технического обслуживания, это своевременное обнаружение дефектов в машине во время эксплуатации и их ликвидации.

В нашем автосервисе, вовремя ТО нового автомобиля, специалистами выполняется следующий комплекс мероприятий:

  • Проверка всех узлов машины;
  • Осмотр рычагов подвески. Проверяются рулевые тяги, пыльников ШРУС;
  • Проверяется уровень износа всех сайлентблоков;
  • Осуществляется замена фильтров, моторного масла;
  • Меняется масло в КПП;
  • Проверка состояния сцепления, а также рабочего хода педалей;
  • Компьютерная диагностика оборудования;
  • В инжекторных автомобилях выполняется проверка системы двигательного управления и др.

В зависимости от модели и марки автомобиля, могут потребоваться и дополнительные услуги.

Какие поломки часто выявляются во время ТО?

Что такое ТО автомобиля и его разновидности

В ходе ТО могут появиться самые разные проблемы. Среди проблем, которые часто выявляются только при ТО распространены следующие.

  • Повреждения рефлектора.
  • Люфты рулевого механизма, подвески.
  • Нарушение геометрии подвески.

Особенности ТО в наши дни:

  • В странах, где ТО обязательно, законодательство предусматривает разный регламент. Где-то это только контроль за исправностью систем узлов и механизмов, но часто также и проведение сверки конструкции машины. Такое характерно и для ТО Российской Федерации. Увы, многие автомобилисты самоуверены и не хотят осознавать, что любое вмешательство в заводское строение самоходной машины несет в себе опасность и повышает риск аварийности.
  • Когда автомобиль находится на гарантийном обслуживании, то часто также прописана частота прохождения ТО в официальных дилерских центрах. ТО в этом случае служит условием прохождений гарантии.
  • Где проводится обязательный техосмотр?

В России ТО выполняют:

  • Росгосстрах.
  • Госавтоинспекция.
  • Частные станции техобслуживания.

В Беларуси обязательное ТО проводится на диагностических станциях УП «Белтехосмотр». В Казахстане ТО занимаются центры технического осмотра, которые включены в Единую информационную систему «Техосмотр».

А что делать с подержанным авто?

Если вы приобрели подержанный авто и слабо разбираетесь в технике, не можете сами провести замену масла, фильтров, тормозных колодок и прочих деталей, вам стоит обратиться к специализированным (сертифицированным) мастерам. Выберете один сервис, на котором будете проводить все работы и сохраняйте все чеки и бумаги, которые вам будут выдавать. В будущем, если у вас сохранится вся сервисная история авто, вы сможете с уверенностью сказать потенциальному покупателю, что все ТО проводилось вовремя, подтвердив данный факт собранными бумагами.

Техническое обслуживание автомобиля: от А до Я

Возможна ли экономия при проведении технического обслуживания?

Не секрет, что техническое обслуживание автомобиля стоит больших денег, и поэтому среди многих владельцев актуален вопрос о возможной экономии. Многие в качестве аргумента приводят слова производителей о том, что с каждым годом качество и надежность выпускаемых машин возрастает. Так зачем же необходимо ТО?

Существует два ответа на этот вопрос:

  1. Во-первых, при покупке нового автомобиля обязательное прохождение технического обслуживания дает возможность владельцу впоследствии воспользоваться гарантией на ремонт или замену элементов транспортного средства.
  2. Во-вторых, за последние несколько лет не сильно изменились возможности сервисного обслуживания. Поэтому не стоит особо верить словам производителей и надеяться на то, что без ТО машина прослужит долго.

Таким образом, можно сделать вывод, что техобслуживание будет полезным не только для эксплуатируемых транспортных средств, но также для автомобилей, которые только готовятся к покорению дорог.

то своими руками. чек-лист

Однако все вышесказанное не значит, что нельзя на обслуживании автомобиля экономить. Владельцу автомобиля в этом случае необходимо учесть, распространяется на авто в данный момент гарантийный срок или нет.

Если период эксплуатации гарантийный, то следующим действием владельца автомобиля станет изучение сервисной книжки. В ней указано, какие гарантии предоставляет производитель машины. В этом случае стоит отметить, что многие заводы стараются установить требование в виде обязательного прохождения ТО в дорогих дилерских центрах. И если водитель хочет сэкономить свои средства, то таких центров ему стоит избегать, а за прохождением проверки обратиться в компании, предлагающие более выгодные условия обслуживания.

Наконец, широкие возможности для экономии денежных средств открываются, когда автомобиль выходит из гарантийного срока. Объясняется этот момент тем, что большинство операций владелец машины может выполнить самостоятельно. Таким образом, он значительно сэкономит свои денежные средства, осуществив своими руками осмотр состояния автомобиля или простую замену какого-либо элемента в нем.

Регламент техобслуживания автомобиля

Регулярное ТО, делает возможным вовремя выявить и устранить все недостатки в функционале систем вашего транспортного средства.

Услуга ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТО-4 ТО-5
Пробег (км) 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000

Работы по техническому обслуживанию автомобиля подразумевают прохождение регулярного техосмотра ТС каждые 10 тысяч километров пробега, но не менее одного раза в год.

Плановые работы по ТО предполагают «регламентные замены» и регламентные проверки основных узлов авто. Перечень работ по каждому плановому техосмотру определяется в индивидуальном порядке в зависимости от модели и марки автомобиля.

Отменят ли ТО?

Совсем недавно депутаты одной из политических партий и вовсе предложили отменить ТО. Они уверены, что техническое состояние автомобилей не является значимым фактором для обеспечения безопасности дорожного движения. По их словам, сегодня количество ДТП из-за наличия каких-либо технических проблем с автомобилем не превышает 4%. Зато необходимость прохождения ТО — это одна из причин взяток в СТО. Практический каждый провинциальный автосервис берёт взятки.

Каковы же будут последствия, если проверка авто будет отменена?

Это означает, что водители будут вынуждены проверять машину тогда, когда они сочтут нужным (если это не новый автомобиль, производитель которого обязует автолюбителей проверять машину спустя определённые промежутки времени). Вероятнее всего, из-за этого по дорогам страны будут ездить машины в ещё худшем техническом состоянии, хотя безопасность автолюбителей и комфорт езды во многом зависят от технического состояния машины.

Виталий
Оцените автора