Содержание
Из чего состоит антифриз?
Начнем с ликбеза по химическому составу. 80% любой охлаждающей жидкости – сочетание дистиллированной воды и этиленгликоля. Эта формула характерна для стандартов G11 и G12. Остальные 20% (в среднем) приходятся на присадки, которые и характеризуют тот или иной антифриз. Присадки – ключевой аспект состава. Они добавляются для того, чтобы ликвидировать разрушающую способность воды и этиленгликоля на металлические компоненты системы охлаждения автомобиля, в особенности стенки и трубки радиатора. Грубо говоря, существует лишь 2 типа присадок:- защитные – защищают патрубки и прочие элементы, создавая тонкую пленку на стенках комплектующих. Используются в ТОСОЛах и составах G11;
- антикоррозийные – ликвидируют любой тип ржавчины в процессе работы, или максимально замедляют подобные процессы. Такие присадки характерны для G12 и G12+.
90% состава антифриза составляет этиленгликоль. Это ядовитый спирт, к тому же очень вредный для окружающей среды. Он и химически активный. Подвергает сильной коррозии металлы. Поэтому применение его в качестве охлаждающей жидкости возможно только с использованием в её составе специальных присадок. 3-7% в концентрате содержатся присадки. Они и определяют свойства антифриза. От них зависит какой антифриз можно использовать в автомобиле. И можно ли смешивать антифриз разных цветов и марок. Потому что они имеют различные способы предохранения системы охлаждения от действия этиленгликоля на образование коррозии. 3-5% концентрата антифриза составляет дистиллированная вода. По составу присадок классифицируют различные виды антифризов. Виды антифризов для авто. Чтобы разделить антифризы по своим свойствам компания Фольксваген разработала собственные наименования. В настоящее время эта классификация признана во всем мире. Наименования антифризов разделяются на следующие:
- G11
- G12
- G12+
- G12++
- G13
Цвета антифриза и их характеристики
Антифриз разных цветов изначально разрабатывался для работы с определенной группой металлов. На данный момент это не принципиально, хотя ранее производители автомобилей пытались внедрить эту градацию, предлагая рекомендованные «красители» для составов.- G11 – зеленый, синий и вариации;
- G12 – желтый и красный, ядовито-оранжевый;
- G13 – фиолетовый.
Группы G11, G12 и G13
Наиболее распространенной классификацией охлаждающих составов стала классификация, разработанная концерном VAG.Градация по составу, разработанная Фольксваген: G11 – охлаждающие жидкости, созданные по традиционной, но устаревшей на данный момент, технологии. В состав антикоррозийных присадок входят разнообразные неорганические соединения в разных комбинациях (силикаты, нитраты, бораты, фосфаты, нитриты, амины). Силикатные добавки образуют на внутренней поверхности охлаждающей системы специальный защитный слой, по толщине сравнимый с накипью на чайнике. Толщина слоя уменьшает теплоотдачу, снижая охлаждающий эффект. Под постоянным воздействием значительных перепадов температур, вибраций и времени слой присадок подвергается разрушению и начинает осыпаться, приводя к ухудшению циркуляции охлаждающего состава и вызывая иные разрушения. Силикатный тосол следует менять не реже чем каждые 2 года. G12 – антифриз, в состав которого входят органические добавки (карбоновые кислоты). Особенностью карбоксилатных присадок является, что на поверхностях системы не образуется защитный слой, а присадки образуют тончайший защищающий слой толщиной меньше микрона только в местах повреждений, в том числе и коррозии. Его плюсы:
- высокая степень теплоотдачи;
- отсутствие слоя на внутренней поверхности, что исключает засорение и другие разрушения различных узлов и деталей автомобиля;
- увеличенный срок эксплуатации (3-5 лет), причем до 5 лет можно использовать такую жидкость при полной прочистке системы до его залива и использовании готового раствора антифриза.
Основным, но весомым минусом, карбоксилатной смеси является то, что присадки, входящие в ее состав, начинают свою работу только при появлении процессов коррозии, но не обладают профилактическими качествами.Для устранения подобного минуса был создан гибридный антифриз G12+, который совместил в себе положительные характеристики силикатных и карбоксилатных смесей за счет использования органических и неорганических добавок. В 2008 году появился новый класс – 12G++ (лобридные антифризы), в органическую основу которого входит незначительное число неорганических присадок. G13 – экологически чистые охлаждающие жидкости на основе пропиленгликоля, который в отличие от ядовитого этиленгликоля, безвреден как для человека, так и для окружающей среды. Единственным его отличием от G12++ является экологическая чистота, технические параметры идентичны.
Зеленый
В состав охлаждающих жидкостей зеленого цвета входят неорганические присадки. Такой антифриз относится к классу G11. Срок службы таких охлаждающих растворов не более 2-х лет. Обладает невысокой ценой. Рекомендован к применению на старых автомобилях, в связи с толщиной защитного слоя, которая предотвращает образование микротрещин и появлению течи, в системах охлаждения, радиаторы которых алюминиевые или из сплавов с алюминием.Красный
Красный антифриз относится к классу G12, в том числе G12+ и G12++. Имеет срок эксплуатации не менее 3-х лет, в зависимости от состава и подготовки системы перед заливанием. Предпочтительнее применять в системах, радиаторы которых медные или латунные.Синий
Охлаждающие жидкости синего цвета относятся к классу G11, зачастую их называют Тосолом. В основном используется в системах охлаждения старых российских автомобилей.Фиолетовый
Фиолетовый антифриз, как и розовый, относится к классу G12++ или G13. В его состав входит незначительное число неорганических (минеральных) добавок. Обладают высокой экологической безопасностью. При заливании фиолетового антифриза в новый двигатель имеет практически неограниченный срок эксплуатации. Применяется на современных автомобилях.Что будет при смешивании разных цветов антифриза
Можно смешать антифриз красный и зеленый? Большинство автомобилистов уверенно отвечают, что смешивать разные цвета категорически запрещается. Ведь каждый цвет обладает своими химическими свойствами, а при их смешивании эти свойства будут теряться. Кроме того такое смешивание может вызвать непредсказуемую химическую реакцию, которая может вообще вызвать поломку силового агрегата. Бытует мнение, что при смешивании красного и зеленого цвета гарантированно произойдет поломка двигателя. Поэтому для большей ясности необходимо разобраться, только ли цвет влияет на совместимость охлаждающей жидкости.В чем истинная причина несовместимости?
Несовместимость жидкостей зависит не от их цвета, а от качественного состава и химических особенностей. Ведь в основу несовместимости положены отличительные особенности каждой марки и их основные второстепенные функции. Очень часто сам производитель меняет цвет жидкости для дополнительного привлечения покупателей, а не в связи с усовершенствованием или изменением химической составляющей. Так одинаковый цвет предлагаемой продукции не сильно виден, чем разноцветные жидкости.Что будет если смешать зеленый и красный антифриз
При смешивании различных типов антифриза со временем могут возникнуть проблемы. Основные последствия смешивания силикатных и карбоксилатных классов:- коррозия внутренних поверхностей системы охлаждения;
- вспенивание рабочей жидкости;
- перегревание двигателя;
- увеличение расхода топлива до 5%;
- блокировка каналов ДВС;
- засорение радиаторов и других узлов системы охлаждения;
- замена помпы;
- уменьшение эксплуатационного ресурса моторного масла;
- иные неисправности.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:
- смешивать охлаждающие растворы необходимо с одинаковой основой (этиленгликоль только с этиленгликолем);
- безсиликатные смеси категорически запрещено смешивать с другими;
- необходимо найти подходящий к автомобилю антифриз и использовать только его при доливках и замене рабочей жидкости в охлаждающей системе.
В каких случаях приходится смешивать антифризы
В некоторых ситуациях возникает необходимость в комбинировании разных охлаждающих составов. Жидкости приходится смешивать, когда нужно долить в систему недостающее количество ОЖ при непредвиденных поломках на дороге, когда нет возможности использовать антифриз конкретной марки и приходится обращаться за помощью к другим автовладельцам. Такая же необходимость возникает после покупки подержанного автомобиля, прежний владелец которого не может предоставить нужную информацию о жидкости, залитой в систему. Чтобы продлить срок службы узлов системы охлаждения, нужно заблаговременно изучить информацию о совместимости разных составов.Смешивание каких видов недопустимо
Что использовать лучше: антифриз или тосол? Все зависит от того, о каком автомобиле идет речь. Дело в том, что тосол предназначен для отечественных автомобилей, охладительная система которых отличается от иномарок. Что выбрать: тосол или антифриз? Соответственно, антифриз применяется на импортных машинах, охладительная система которых деликатнее и намного чувствительнее к составу автохимии. Данное отличие является единственным при выборе того, что использовать для своего автомобиля: антифриз или тосол. Водителю важно запомнить главное правило: составы класса G12 и G11 смешивать категорически нельзя. Ранее мы рассмотрели наглядно, на примере таблицы, какие виды антифриза можно совмещать, а какие нет. Следует отметить, что эта же информация распространяется и на разные виды тосола.Что делать, если нет нужного антифриза
Многие автомобилисты часто оказываются в ситуациях, когда возникает утечка охлаждающей жидкости через неисправную помпу, проржавевший радиатор, изношенные патрубки или уплотнения. При этом падает уровень в расширительном бачке, объема ОЖ в контуре становится недостаточно для полноценного отвода тепла от мотора. Если в запасе нет такого же антифриза, который залит в систему, не стоит прибегать к крайностям и мешать несовместимые составы. В подобных случаях безопаснее использовать для доливки обычную дистиллированную воду. Это не приведет к тем последствиям, которые могут возникнуть, например, при смешивании антифризов марки G11 и G12. Очищенная вода лишь разбавит концентрированный состав, частично уменьшив его теплопроводность и диапазон рабочих температур.Смена цвета антифриза в процессе эксплуатации
Охлаждающая жидкость со временем начинает мутнеть. Это происходит из-за засорения антифриза микроскопическими абразивными частицами, образующимися в процессе работы двигателя и помпы. Также ОЖ загрязняется продуктами химических реакций, которые происходят внутри контура. Значительное изменение цвета свидетельствует о том, что жидкость выработала свой ресурс и требует замены. При нормальных условиях состав должен быть полупрозрачным, без заметного помутнения. Также антифриз может поменять цвет, если в него доливали воду или жидкость другой марки. Еще одна причина помутнения – неисправности системы охлаждения. При неполадках помпы, радиатора или термостата жидкость гораздо сильнее нагревается, вплоть до закипания, и интенсивнее взаимодействует с металлическими и резиновыми поверхностями. Это приводит к тому, что ОЖ быстрее портится и теряет первоначальный цвет.Срок службы антифриза в автомобиле
Присадки содержащиеся в антифризе по истечении положенного времени выпадают в осадок. Их место занимают присадки, которые находятся в антифризе и еще не израсходованы. Хватает их не более чем на два года эксплуатации. Выпавшие в осадок присадки за счет циркуляции жидкости. Поднимаются потоком и ударяются о внутренние поверхности. Что способствует более интенсивному образованию осадка и разрушению защитного слоя. Это ещё сильнее сокращает срок службы антифриза. Приводит к разрушению внутренней поверхности двигателя и радиаторов. То есть эксплуатация антифриза традиционной технологии не должна превышать более 2-х лет. Антифриз требуется менять, а систему промывать от осадкаСнижение теплопроводности.
Второй неприятный момент антифризов сделанных по традиционной технологии. Заключается в том что защитный слой, который создают присадки. Снижает теплоотдачу внутренней поверхности системы охлаждения. Если для двигателей старого образца это практически незаметно. То применение в современных двигателях различных систем впрыска и нагнетания воздуха. Требует более интенсивного отведения тепла от элементов двигателя и радиаторов. Потому что современные системы впрыска как инжектор на бензиновых двигателях, так и система комон рейл в дизелях. Предполагает более полное сгорание топлива. Что повышает мощность двигателя и экологичность. Применение турбонаддува приводит к повышению температуры подаваемого воздуха. За счет сжатия его под давлением. Эти два больших минуса не позволяют использовать антифризы сделанные по традиционной технологии в современных двигателях. Подобные антифризы имеют следующие обозначения- ТОСОЛ
- G11
- Traditional coolants
- Conventional coolants
- IAT (Inorganic Acid Technology)
Карбоксилатные присадки
Это присадки на основе карбоновых кислот. Их применение позволяет не создавать защитную пленку на внутренней поверхности системы охлаждения. Отсутствие защитного слоя повышает теплоотдачу между элементами двигателя, радиатора и охлаждающей жидкостью. Защитное действие карбоксилатных присадок осуществляется путем нейтрализации очагов коррозии, и образование защитного слоя только в местах где коррозия начала проявляться. То есть действие присадок начинается в момент образования очагов коррозии. Подобная технология повышает срок службы антифриза от 3 до 5 лет. Безусловно это большой плюс. Но то, что допускается начало коррозионных процессов. Делает невозможным применение подобного антифриза в двигателяж и радиаторах изготовленных из алюминия. Двигателям с чугунными блоками и головками блока, а также латунным и медным радиаторам большого вреда не наносится. Поэтому антифризы с карбоновыми кислотами для них применимы. На канистрах с присадками карбоновых кислот наносятся следующие обозначения- G12
- Carboxilate coolants
- OAT (Organic Acid Technology)
Гибридные антифризы.
Для устранения недостатков антифриза серии G12 были разработаны присадки, в которых наряду с карбоксилатными присадками используются силикаты, фосфаты и др. Силикаты образуют тонкий слой значительно меньший чем от антифриза G11. Но обеспечивающий создание защитной пленки, и хорошую теплопроводность. Карбоновые кислоты нейтрализуют возможные очаги коррозии. Подобные антифризы называют гибридными, и имеют они следующие обозначения:- G12+
- Hybrid coolants
- HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
Лобридные технологии.
Лобридные технологии применяются для улучшения свойств гибридных антифризов. Для этого наряду с органическими и не органическими присадками стали использовать минеральные. По своей сути лобридные технологии это небольшие дополнения гибридных. Антифризы с применением лобридных технологий обозначаются следующим образом- G12++
- Lobrid coolants
- SOAT coolants